Дошкольник и дисциплина
Дошкольный возраст — особенный. Ведь в данной фазе закладывается фундамент личности. Дошкольник впитывает социальные нормы, изучает границы дозволенного. Он интуитивно пытается понять, как взаимодействовать с окружением. Из-за чего нередко кажется невоспитанным, несносным. Эксперты рекомендуют воспитывать дошкольника, не прибегая к запугиванию и суровым наказаниям.
Важно учесть: выходя за рамки, малютка познает мир. Нельзя расценивать его непослушание как осознанную агрессию против родителей. И все же следует научить малютку контролировать чувства. Существует универсальная проверенная методика — позитивное дисциплинирование. Задача взрослых – обучать, поддерживать. При этом важно сдерживать желание пристыдить и наказать непоседу. Нельзя делать страх фундаментом самоконтроля дошкольника. Иначе эффект получится краткосрочным. А в будущем могут сформироваться комплексы.
Методика «Ударил – сядь»
Ее применяют, если малыш становится агрессивным. Дошкольник неспособен осознавать свои реакции, проявлять эмоции в соответствии с ситуацией. Поэтому кусаются и бьются дети непроизвольно. И все же игнорировать подобные проявления нельзя. Следует предупредить малютку, что после его укусов или криков ему придется немного посидеть неподвижно. Важно при первой же возможности применить такое наказание.
К примеру, если малыш укусил сестру — не стоит кричать. Эксперты предлагают:
- усадить малютку к себе на руки;
- подождать 10 секунд (можно при этом считать вслух);
- предложит ребенку начать сначала;
- попросить его вести себя уважительно, спокойно.
Такой прием придется повторять для закрепления. Данная реакция взрослых быстрее убедит малютку, что нельзя быть агрессивным.
Вдохновлять, а не запрещать
Дошкольники целыми днями слышат множество запретов. В итоге перестают реагировать на них. А многие правила просто забывают. Необходимо показать непоседе, что он способен быть сдержанным и вежливым. Например, можно произнести: «Как думаешь, у тебя получится тихонько рассматривать книжку до обеда?» Стоит похвалить малютку, если ему удалось долго оставаться спокойным. А перечень запретов можно заменить списком приятных для него занятий, которыми он сможет заниматься сидя.
Четкий режим, понятные ограничения
Важно продумать распорядок дня дошкольника и четко следовать данной инструкции вместе с ним. Как правило, малышам легче контролировать себя, если взрослые озвучили план. Рекомендуется укладывать спать малютку в одно установленное время. График потребления пищи также можно продумать. При этом не придется проявлять излишнюю строгость. Дети привыкают к определенному плану действий и начинают сами интуитивно жить по графику.Пункты расписания должны быть понятными. Главный принцип — последовательность. А если малыш отчаянно сопротивляется — следует проявить гибкость. И все же, если удалось найти оптимальный режим — родителям придется продемонстрировать уверенность, твердость характера.
Поддержание эмоциональной близости
Лучше не отправлять малыша в его комнату, если он переживает сильные эмоции. Таким образом родитель сообщает ему: «Тебе трудно, но справиться ты обязан сам». Хотя ребенок еще пока неспособен управлять эмоциями. Важно обсудить его эмоциональные реакции сразу в момент кризиса. При этом можно покинуть место событий вместе. Допускается применение наказания. Но сначала следует убедиться, что малыш осознал случившееся и свою роль в этом. Говорить необходимо спокойно, давая понять дошкольнику, что его все равно любят.
Наказание за несерьезные проступки
Их лучше не практиковать. Малыш должен ощущать себя свободной личностью, при этом усваивать по-настоящему важные общественные нормы. Поэтому не рекомендуется придираться к мелким проступкам. Ведь в целом взаимоотношения с родителями должны радовать малютку, ассоциироваться с позитивными эмоциями. Необходимо позволить дошкольнику самостоятельно изучать рамки дозволенного в социуме. Так он научится искать особенный подход к каждой личности.
Навыки самоконтроля не сформируются, если этой проблемой не занимаются родные ребенка. Причем воспитывать маленькую личность важно именно в дошкольном возрасте. Ведь эгоизм и невоспитанность быстро укореняются. А для школьника эти черты становятся настоящей проблемой при социализации.