Наши подопечные
Дети

Я уже большой: как помочь ребенку прожить кризис 5 лет

Еще недавно послушный малыш настаивает на своем и демонстрирует независимость? Скорее всего, это кризис, который переживает абсолютное большинство пятилеток.Фото: pixabay.com

В этом возрасте ребенок учится чувствовать себя таким, какой он есть – со своими взглядами, эмоциями, увлечениями и интересами.

Как распознать кризис 5 лет

  • Перепады настроения. Чадо становится вспыльчивым, раздражительным, иногда грубит родителям и посторонним людям.
  • Повышенная эмоциональность. Малыш бурно переживает по мелочам. Но это мелочи только со взрослой точки зрения. Для ребенка происходящее важно, он хочет понимания и поддержки.
  • Игра на публику. Манерность пятилеток порой принимают за кривляние. На самом деле, ребенок пробует себя в роли взрослого. Настолько, насколько способен в этом возрасте.
  • Неуверенность. Похвала вызывает у малыша не спокойное удовлетворение, а бурю сомнений. Он часто сравнивает себя с другими детьми, переживает, что у них что-то получается лучше, они умнее, красивее.
  • Самостоятельность. Хочет делать так, как он хочет, и выбирать то, что выбирает, даже если это запрещается или не поощряется родителем. Меньше нуждается в контакте со старшими, охотно общается с ровесниками.
  • Страхи. Кризису 5 лет свойственно появление «абстрактных» страхов: о будущем, о смерти, о возможности неудачного исхода какого-то события или неспособности с чем-то справиться.
  • Замкнутость. Периоды общительности чередуются с дистанцированием от окружающих. В такие моменты чадо не хочет рассказывать о личном, делиться важным или просто разговаривать.
  • Обман. 5 лет – период активного развития фантазии. Малыш врет не потому, что хочет обмануть окружающих. Просто иногда настолько погружается в мечты, что путает реальность и воображение.

Как помочь ребенку

Кризис – время, когда старое уже не работает, а новое еще не изобретено. Неопределенность, нестабильность вызывают страх, тревогу, агрессию. Тем более у малыша, который не понимает, что происходит и как с этим быть.

Устойчивость

У ребенка внутри порой бушуют серьезные бури. Станьте для него опорой, поддержите своим спокойствием, уверенностью. Научите говорить о своих интересах, не делая больно окружающим.

Последовательность

Создайте понятные и выполнимые правила, будьте последовательны, претворяя их в жизнь. Если сегодня что-то запретите, а завтра разрешите, в дальнейшем чадо начнет вами манипулировать, пытаясь добиться своего.

Не стоит за это осуждать – у него пока мало других способов получить желаемое. Но, если родитель поддается манипуляциям, значит, у него нет власти. Как бы ни был малыш доволен своей победой, в целом это очень плохо. Если его родитель не управляет миром – как можно быть спокойным и уверенным нем?

Фото: pixabay.com

Разрешение чувствовать

Ребенок может быть несносным, но его истерика – лишь крик о помощи, сигнал, что без вас он не справляется. Не наказывайте –  лучше помогите ему выразить переполняющие чувства. Обсудите, что его тревожит. Ребенок, которому запрещают выражать свои чувства, вырастает не умеющим слышать себя, склонным к психосоматике.

Авторитетность, но не авторитарность

5 лет – время формирования основ личности, способности защищать свои права, иметь свое мнение, желания. Если передавить, не дать ребенку возможности научиться независимости, в будущем ему будет трудно отстаивать себя и свои интересы. Разрешайте, но не попустительствуйте. Оставайтесь авторитетом.

Право на самостоятельность

Позвольте чаду быть самостоятельным там, где это не представляет угрозы. Пусть ошибается. Лучше он пройдет этап ошибок с вами там, где это безопасно, чем без вас в неизвестных условиях.

Чтобы и ему, и вам было проще, при выборе предлагайте несколько вариантов. Например, «Что будем есть: курицу или пельмени?», «В чем пойдешь гулять: в розовом платье или в зеленом костюме?».

Фото: unsplash.com

Контейнирование

Под контейнированием в психологии понимают помощь и поддержку взрослого при проживании чувств ребенком. Если малыш не понимает, почему злится и расстроен, объясните связь между событием и эмоциональной реакцией, признайте его право на эту реакцию.

Утешайте, но не пытайтесь «спрятать под крыло» от жизни и чувств. Оставайтесь с ребенком столько, сколько нужно ему, но не удерживайте против воли. Если он наплакался, нажаловался, а потом побежал играть, будто забыв про вас, – вы хороший родитель. Значит дали достаточно понимания и принятия, чтобы малыш видел мир безопасным и мог свободно развиваться.

Диалог

Вы живой человек со своими чувствами и интересами, тоже ошибаетесь, но можете исправлять ошибки. Поделитесь этим так, чтобы ребенок понимал –  важны и вы, и он.

Если зря отругали – извинитесь. Переживаете неприятные эмоции – рассказывайте о себе, а не о нем: не «Ты плохой», а «Я на тебя злюсь». Устали – объясните и договоритесь о времени, когда можете поговорить, поиграть вместе.

Обязанности

Ребенку важно быть самостоятельным. Это отличный повод познакомить его с первыми обязанностями. Только мягко, не директивно. Расскажите, почему для вас важно, чтобы он помыл посуду или убрал игрушки. Не ругайте, если что-то не получилось. Навык – дело практики.    

Нравится ли Вам данная статья?Мне нравится(0)Мне не нравится(0)

Источник

Наши подопечные

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»