Секреты опытных мамочек — развитие любознательности ребенка
Из статьи вы узнаете как правильно развивать любознательность, преобразовывать ее в познавательный процесс. Отмечены важные моменты. Приведены рекомендации психологов.
Любознательность – естественное для детей желание познавать все неизвестное. Поэтому они задают так много вопросов: почему трава зеленая, зачем луна идет за нами и т.п.
На основе полученной информации детский мозг формирует собственную картину окружающего мира. Вот только отвечать на бесконечные вопросы утомительно… Да и не на каждый знаешь ответ. Поэтому взрослые часто отмахиваются от ребенка, отвечая «подрастешь – узнаешь», что негативно сказывается на любознательности ребенка. Поэтому крайне важно знать, как общаться с детьми, чтобы не погубить в них стремление к добыванию новых знаний?
Поддержание любознательности ребенка с самого рождения
Еще не научившись ходить и говорить, малыш проявляет любознательность: вначале просто следит глазами за предметами и оборачивается на звуки, потом исследует все, до чего в состоянии дотянуться. Любая вещь, оказавшаяся в его руках, проверяется на ощупь и вкус.
Детское любопытство восхищает родителей, поэтому они покупают своим малышам развивающие коврики и игрушки-погремушки, но в то же время причиняет им немало беспокойства. То и дело ребенок слышит: «Не трогай!», «Отдай!» А как по-другому?! Вокруг электрические провода, острые углы и предметы, нагретая духовка и утюг. Приходится следить, чтобы уберечь его от опасностей.
Важно: когда малыш начинает ходить, перед родителями встает вопрос: как удержать детское любопытство в разумных пределах? Подавайте ему вожделенные вещи. Так вы убережете его от ушибов и не стесните естественного желания все узнать и обследовать.
Пусть ребенок наблюдает, обсуждает, обследует, определяет назначение предметов
В познавательных целях следует подводить ребенка к строительной площадке, гулять с ним по набережной, кормить птиц, проезжая мимо полей, показывать ему коровок, лошадок и другой животности. Вы заметите, что ребенок кроме обычных вопросов: «Зачем?», «Почему?», задаст множество других, более сложных: «А что было до этого?», «А кто придумал, что нужно делать именно так?»
Важно: очень часто детские вопросы ставят в тупик. Не нужно бояться честно признаваться детям, что не знаете ответа. Такая форма общения позволяет установить доверительные отношения, к тому же всегда можно попытаться найти ответ на интересующий вопрос вместе.
Соизмерение объема новой для ребенка информации с его возможностями
При ответах на вопросы следует избегать лекционной манеры, иначе малыш заскучает. Ответы должны быть максимально прямыми и простыми. Каждый раз, вовлекая ребенка в разговор и предоставляя новые для него знания, связывайте информацию с чем-нибудь уже знакомым ему. Например, знакомя дошкольника с кровеносной системой, можно вспомнить о трубах водоснабжения в квартире.
Если же задается вопрос, на который принципиально нельзя ответить, нужно объяснить ребенку, что в мире есть вещи, к которым каждый человек относится по-своему. Поэтому ответы на некоторые вопросы сводятся просто к рассуждениям.
Важно: огонек детского любопытства легко можно затушить большим объемом информации. Поэтому, отвечая на вопрос, не нужно рассказывать все, что вам известно по интересующей ребенка теме.
Обеспечение ребенка самыми интересными и проблемными вопросами
Существует один очень простой, но эффективный способ, способствующий развитию детского мышления: нужно задавать ребенку оригинальные вопросы. Спросите его, зачем люди придумали музыку, почему цветы такие красивые и где в человеке живет доброта. Чтобы придумать ответ, малышу придется включить воображение.
Важно: умение вовремя задать вопрос – тоже искусство. Вопрос только тогда будет «включать» мозг и активировать мышление, когда ребенок сам захочет пуститься в размышления.
Создание развивающей среды
Родители, наделенные мудростью, стремятся делать так, чтобы ребенок не усваивал отдельные несвязные факты. В этом случае основная цель родителей – оказание помощи в самостоятельном отборе информации. Чтобы помочь ребенку понять, чем ему заниматься действительно интересно, нужно окружить его самыми разными игрушками и книжками, водить на праздники, выставки и концерты, позволять ему участвовать во взрослых беседах и т. д.
Важно: у школьников начальных классов любознательность становится познавательным интересов. У подросшего чада разные вопросы адресуются окружающему пространству не из-за любопытства, а по причине стремления познать какую-ту определенную область.
Ребенок, у которого удовлетворено любопытство, озадачивается новыми «зачем» и «почему». Слыша череду вопросов, начинаешь жалеть, что причастен к этой цепной реакции. Однако продолжая отвечать на вопросы малыша, вы строите, словно дом из кирпичиков, его натуру и интеллект. Да и к тому же, если не научить ребенка мыслить в детском саду, учить его этому в школе будет неэффективно. Не упустите самый благоприятный момент для развития детского мышления.