Приучение ребенка к музыкальным инструментам
В год или два еще рано учиться игре на музыкальных инструментах, но развивать слух, слушать музыку можно и нужно. Малышу это будет не только интересно, но и полезно!
Считается, что заниматься с детьми музыкой следует с 5-6-летнего возраста. Однако эксперты говорят, что подобные занятия дают положительный эффект и в случае новорожденных.
Для выражения эмоций
Многие дети, вот-вот ставшие на ноги, радостно двигаются под музыку, улыбаются, слыша веселую песенку, или неожиданно замирают во время звучания музыкального инструмента. Так происходит, потому что эмоциональный посыл мелодии побуждает ребенка к действию. Музыка может вызывать радость, стимулировать смех, жажду к движению.
Музыкальное развитие желательно начинать с самого раннего детства. Конечно, вы не научите годовалого ребенка играть на скрипке и не заставите его выучить ноты. Да это и не нужно! Задача родителей – сделать знакомство малыша с миром более ярким и положительно эмоциональным, чтобы он его запомнил.
Как стимулировать развитие
Занятия необходимо проводить в благоприятной, спокойной обстановке, при хорошем настроении.
0-6 месяцев. Важно вызвать интерес малыша к музыке и эмоциональный отклик. Для этого мама и папа могут петь ребенку песни и наблюдать за его реакцией. Композиции должны быть разными – веселыми в дневное время и убаюкивающими в вечерние часы. Также специалисты рекомендуют включать младенцам песенки из мультфильмов.
6-12 месяцев. Ребенок уже быстро реагирует на звучащие предметы. При этом реакция выражается поворотом головы в сторону звуков. В этот период рекомендуется знакомить кроху с разными музыкальными инструментами – колокольчик, треугольник, дудочка, пианино и т.д. Ребенок учится различать быстрые-медленные и тихие-громкие мелодии. Полезным будет демонстрация характера музыки посредством игрушки: под быстрый ритм кукла танцует, а под медленный – ложится спать.
1-2 года. Пришло время обратить внимание на высокие и низкие звуки, голоса. Например, устройте небольшой спектакль под музыку, комментируя свои действия. Также можно предложить ребенку поиграть на шумовых детских музыкальных инструментах. Они тренируют слуховое восприятие, развивают мелкую моторику и фантазию.
2-3 года. В этом возрасте ребенок характеризуется активными движениями, способностью говорить и воспринимать информацию, которая соответствует возрастному периоду. Не отказывайтесь от прослушивания музыки. Важно, чтобы ребенок обращал внимание на темп – ускоряется или замедляется. Под музыку можно выполнять соответствующие движения. Полезная игра – покажите картинки с разными персонажами (грустными, веселыми, думающими, танцующими и т. п.), включайте разные песни, мелодии – пусть малыш покажет, для кого звучит та ли иная музыка. Это будет попытка определить настроение мелодии.
Чувство ритма и координация движений
Чувствовать музыку помогают занятия ритмикой. В процессе музыкальные образы передаются с помощью движений – игр и упражнений. Так дети учатся воспринимать звуки, у них развивается чувство ритма, совершенствуется музыкальный слух.
Начинают занятие обычно с хлопков, притопов, вращений кистями рук, приседаний. В результате ребенку легче дается координирование своих движений. Также родители могут прохлопывать малышу знакомые слова, имена, частушки, потешки.
Полезно выполнять следующее упражнение. Возьмите несколько игрушек, громко называйте их и хлопайте: собачка – один раз, кошечка – два раза, коровка – три раза. Далее игра усложняется. Например, попросите чадо придумать имена для этих игрушек и прохлопать их.
Время от времени практикуйте пальчиковые игры (они обязательно должны сопровождаться мелодией) – «Пальчики», «Ладушки», «Сорока-сорока» и др.