Наши подопечные
Диагностика

Откровения патологоанатома: «Всегда говорим с родными умерших, и люди уходят со спокойной душой»

Источник:

iStock

19 января в России отмечают День патологоанатома. Вокруг этой профессии ходит много страшилок и мифов, которые мы решили развенчать.

Откровения патологоанатома: «Всегда говорим с родными умерших, и люди уходят со спокойной душой»Источник:

iStock

Нет, никто за годы моей работы ни разу не двигался, ни дергался, не оживал. Подозрительных звуков тоже не слышала.

Хотя по юности вспоминаю один случай. Первый год в интернатуре. Я сижу вечером в отделении и вдруг слышу какой-то шорох. Мне тогда 21 год был, и, конечно, про все эти страшилки о морге я знала. Вот тогда я очень испугалась. Заглянула в морг, а там один из доцентов кафедры говорит: «Не переживай, это мышка бегает».

И здесь, на своей работе, я абсолютно спокойна. К тому же, гробовой тишины у нас нет: постоянно работает оборудование.

Читайте также

Правда ли, что после смерти продолжают расти волосы и ногти?

Ну, во-первых, у нас тело столько не лежит. А во-вторых, мы за ногтями и волосами не следим. Спустились вниз, вскрыли и ушли. Санитар зашил и убрал тело в холодильник.

Максимум на третьи сутки приходят родственники, чтобы попрощаться. Санитары одевают умершего, гримируют, укладывают в гроб и выдают.

У родственников пожелания одинаковые: чтобы чтобы тело выглядело достойно и узнаваемо. Наши санитары работают уже более 30 лет и знают, как сделать, чтобы было прилично.

К запахам, конечно, пришлось привыкать. От тел запаха практически нет: вскрытие происходит довольно быстро, его никто не откладывает. И весь процесс занимает примерно час. Хотя, если человек болел ковидом, нужно сделать забор посмертного материала на ПЦР-диагностику, и это занимает уже больше времени.

Можно ли заразиться от трупа

Можно заразиться гепатитом В, С и ВИЧ через порезы или если кровь брызнет в глаза, когда работаешь без очков. Воздушно-капельным путем можно заразиться туберкулезом, ковидом. В пандемию у нас переболели все, хотя ходили в костюмах, масках, респираторах и очках.

Но, в отличие от судебных медиков, мы уже примерно знаем, с чем будем работать. Поэтому, если есть подозрение на туберкулез, защита будет выше: наденем респиратор и очки. Если у человека был гепатит или ВИЧ, у нас есть кольчужные перчатки, которые надеваются под резиновые перчатки, и тогда возможность порезаться уже минимальная.

Криминал к нам не поступает. Если привезли пациента с травмами или отравлениями и он скончался, мы передаем тело судмедэкспертам. Даже подходить к нему не будем, это не наша компетенция.

Есть ли жалость к умершим?

Эмоции, чувство жалости со временем притупляются. Иначе мы бы не смогли работать патологоанатомами. Но, конечно, все мы люди, и бывает, когда очень жаль человека, жаль, когда погибают молодые. И родственникам мы сочувствуем, но прям каких-то сильных эмоций не испытываем, все-таки это наша работа.

Есть представление, что это материал. Мы не обсуждаем потом, что вот умерла бабушка. Мы говорим, что есть пациент, который погиб от такой-то болезни, и нам нужно установить, правильно ли проводилось лечение, правильно ли поставлен диагноз. Именно патологоанатом ставит точку в этом вопросе. Для этого мы и производим вскрытие.

Читайте также

Думаю, наша профессия отражается на характере. Нас очень тяжело выбить из колеи. А еще у всех патологоанатомов хорошее чувство юмора, причем шутим мы не о смерти. Наверное, без юмора в нашей профессии сложно.

Меня учили оставлять всю работу на работе. Так и живу. Поэтому и кошмары нам не снятся. Хотя бывает, что и после работы, когда занимаюсь домашними делами, ломаю голову над диагнозом живого человека. А об умерших после работы точно думать не будем.

Повлияла ли профессия на отношение к вере?

Мне кажется, все, кто у нас работает, верят в Бога. Жить легче, когда веришь. У каждого по-своему это проявляется. А есть ли загробная жизнь… Насчет этого я не думала, если честно. У нас столько работы, что не до этого.

Наши подопечные

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»