Особенности неугомонных детей-непосед
В семьях, где есть дети с СДВГ (речь идет о синдроме, провоцируемом дефицитом внимания и гиперактивностью), такое наблюдается часто. Странный недуг лишает ребенка качеств, которые необходимы человеку для нормального существования в обществе – усидчивости, мотивации, самоконтроля, а его родителей – покоя.
Последние несколько лет эта проблема является причиной широкого общественного интереса, однако многие до сих пор связывают не совсем адекватное поведение маленьких девочек и мальчиков с недостатком воспитания. Такой подход к проблеме является вероятной причиной неприятных последствий как для заболевшего, так и для его окружения.
Типичные симптомы СДВГ
Детки с этим диагнозом не в состоянии довести ни одно начатое дело до конца, они часто теряют вещи, не слушают старших, находятся в постоянном движении и непомерно много говорят. Хотя многие наверняка сказали бы, что они не говорят, а кричат, причем все время.
Подвижный ребенок «мешает» людям. Несложно себе представить, как часто родители слышат от окружающих, что они недостаточно времени уделяют воспитанию. Мамам и папам обычно нечего возразить: их малыш действительно неуправляем, а они не имеют возможности заниматься им 24 часа в сутки. А ведь они и выбранная ими методика воспитания тут ни при чем. Ученые сходятся во мнении, что при СДВГ происходит нарушение функций отделов головного мозга, ответственных за решение организационных задач, планирование и самоконтроль.
Разумеется, не у каждого невнимательного и неспособного усидеть на месте малыша неправильно работает мозг. О наличии диагноза можно говорить в том случае, если нарушения в поведении наблюдаются не менее шести месяцев и проявляются во всех сферах жизни. В школе такой ребенок будет болтать на занятиях, допускать глупые ошибки, постоянно на что-то отвлекаться.
Дома он будет демонстрировать переменчивость настроения, вовлекать родителей в изнуряющие дискуссии, проявлять агрессивность. А гулять во двор его вообще страшно отпускать. Гиперактивные ребята склонны к смелым поступкам, для них даже детская площадка превращается в зону опасности.
Несмотря на то что у синдрома есть три основных симптома – невнимательность, гиперактивность и импульсивность, его клиническая картина может протекать по-разному. Одни детки до ужаса рассеянны, но будут вести себя прилично. Другие будут проявлять нетерпеливость и максимализм, при этом не испытывая особых проблем с концентрацией внимания. Как правило, последний вариант достается мальчикам, поэтому и считается, что они больше подвержены заболеванию.
Последователен только в своей непоследовательности
Ребенка с рассматриваемым синдромом практически невозможно заставить выучить что-то полезное для него. В такие моменты его мозг будто отключается. Чтобы понять, что испытывает ученик с этим расстройством, когда открывает учебник, представьте, что вам нужно прочитать книгу по квантовой механике.
Книжка нетолстая, но легким языком написаны только первые несколько страниц – введение. Вы обязаны изучать то, что понятно только ученым. Сначала вы будете пытаться вникнуть в суть текста, потом к вам придет осознание, что ваши старания бессмысленны, и возникнет желание забросить книжку на дальнюю антресоль. Примерно такова повседневная реальность непоседы.
Что интересно, для ребенка, испытывающего проблемы с концентрацией внимания, огромного труда стоит прочитать рассказ, заданный по литературе, но он может бесконечно перечитывать книгу, стоявшую на полке еще до его рождения. Дело в том, что мозг делает все, чтобы мозг хозяина-непоседы не страдал.
Достигается это выстраиванием стен отрицания сведений, поступающих извне. Зато все то, что внутри этих стен, воспринимается им как нечто привычное и безопасное. Поэтому малыш с расстройством внимания готов каждое утро смотреть один и тот же мультик, носить старый, но такой привычный свитер и есть только определенный набор продуктов.
У человека память фрагментарна. Что касается памяти непоседы, это своего рода бумажная много раз простреленная мишень – вся в дырах. Многие события просто выпадают из нее, будто их и не было. Эти детки не усваивают уроки прошлого. Когда же они в очередной раз спотыкаются на какой-нибудь глупости и осознают, что это уже не впервой, то начинают корить себя.
Так что когда вы снова захотите напомнить своему ребенку, какой он невнимательный, лишний раз подумайте. Мир и так жесток к нему, а тут еще укусы самых близких людей.
Из воспоминаний выстраивается наше «я». Если их мало, человек стремится к новизне. Поэтому непоседе интересно все: он и начинающий художник, и фотограф, и музыкант. Правда, ключевое слово здесь «начинающий».
Он только собирается чему-то обучаться. Покупает книги, записывается на курсы, но когда приходит время вникнуть в детали, он все бросает. Так бывает, конечно, не всегда. Но, скажем, это стандартная ситуация, когда приходит интерес, а энергии на то, чтобы осуществить задуманное, не хватает.
Таким людям вообще сложно следовать инструкциям. Это вряд ли бы вас так удивляло, если бы хоть на несколько минут вам достался мозг человека с рассматриваемой проблемой. В нем мысли не идут последовательным потоком, а хаотично сменяют друг друга на огромной скорости. Кажется, что в голове сплошной туман.
Внешне это выглядит так, будто вы тупите, находитесь в прострации или сильно загружены. Попробуйте поработать в таком состоянии.
Плевать на правила и условности
У гиперактивных деток нет особых проблем с концентрацией внимания, но это не помогает им хорошо учиться. Школьный звонок, призывающий всех учеников усесться за парты, для них сигналит только об одном – начинаются очередные 45 минут пытки. Если им не удается прогулять урок, это значит, что они не дадут его спокойно провести учителю.
Будут качаться на стуле, перебивать, выкрикивать что-то невпопад, пытаться закончить мысль любого, кто бы ни стоял у доски. Чтобы такой ребенок сделал домашнее задание, рядом обязательно должен сидеть взрослый.
Потому что как только он открывает учебник, у него появляется куча неотложных дел: нужно погладить собаку, посмотреть, кто играет во дворе, и т. д. Из-за своей несдержанности такие дети постоянно влипают в неприятности. Потом они сильно корят себя за это и на несколько дней могут даже стать такими же, как и все.
Непоседа не выносит разговоров «ни о чем», поэтому он быстро ест и уходит из-за стола. При этом сам он может болтать без умолку. А еще без остановки бегать, прыгать, строить рожицы. Он не понимает, как это тихо говорить, бесшумно ходить, тихонько бегать.
Если он бежит, то домашний кот забивается под диван, так как знает, что мимо него сейчас пронесется сгусток энергии, все задевающий и опрокидывающий на своем пути. Даже сидя за письменным столом, гиперактивный малыш умудряется создавать много шума: шмыгает носом, что-то насвистывает.
Ребята, которых переполняет энергия, доставляют окружающим массу неудобств, но сами чувствительны к посторонним звукам и запахам. Аналогичную картину можно наблюдать у неуправляемого ребенка, навязывающие свои правила окружающим.
У непоседы есть одна уникальная черта – стремление быть хозяином-барином и даже иногда тираном. Это результат неспособности ставить себя на место окружающих его людей.
Раньше, если ребенок был беспокойным и непоседливым, ему давали прозвище «егоза» или «юла» и наказывали за плохое поведение. Нынче это неуместно, так как ученые доказали, что плохое поведение часто является следствием сбивчивой работы мозга. Следовательно, уместнее говорить о проблеме, за которую моральную ответственность не несет ни ребенок, ни его родитель.