Наши подопечные
Дети

Как разговаривать с капризным ребёнком – причины капризов, правила и типичные ошибки общения

В статье описаны причины капризов, истерик ребёнка, правила общения с капризным ребёнком, типичные ошибки.

Ребёнок капризничает. Что это? Признаки болезни, вредный характер, плохое настроение? Или это проявление лидерских качеств, ребёнок хочет взять верх. Каковы причины капризов и можно ли их избежать? Ребёнок так мстит за отсутствие к нему интереса и уважения?

Откуда возникают капризы у ребёнка? Как себя вести, когда у него истерика? Дети часто проявляют яркие эмоциональные реакции, когда не реализованы их желания. Чаще всего такая реакция ребёнка является ответом на собственное поведение родителей, взрослых. Дети копируют их поведение.

Психологические причины капризности ребёнка

1. Ребёнок хочет взять верх над взрослыми, он устал, потому что с ним всё время общаются, требуя полного подчинения и исполнения указаний, что взрослый (мама, папа…) всё время сверху, а он внизу.

2. Он не хочет подчиняться, так как устал от давления взрослых. Мама (папа…) общаются в формате «взрослый сверху, а ребёнок внизу».

3. Капризами ребёнок привлекает к себе внимание. Если у него не получается с помощью истерики или капризов, то следует иметь в виду, что на следующем этапе будет привлекать к себе внимание болезнью, начнётся психосоматика.

4. Таким поведением ребёнок мстит за невнимание, за отсутствие заботы, интереса, уважения.

Рекомендации по общению с капризным ребёнком

Относиться к своему ребёнку уважительно, не пренебрегать тем, что причина и повод кажутся несерьёзными. Следует помнить, что для ребёнка его обращение имеет серьёзную причину.

Ребёнок чутко реагирует на тон. В истерике он не слышит и не воспринимает содержания речи.

Лучше всего наклониться и говорить с ним тихо, шёпотом, и, главное, дружелюбно. Спокойствие и уравновешенность будут приучать ребёнка к тому, что его истерика не вызывает никакой сильной реакции, что к нему нормально и спокойно относятся. То есть демонстрируется ситуация, когда общение переходит из отношений «взрослый – ребёнок» в отношения «ребёнок – ребёнок». Поэтому лучше всего присесть и говорить глаза в глаза, чтобы они были на одном уровне. Взрослый своим ростом не должен демонстрировать своё превосходство. Дети очень напрягаются, когда чувствуют себя на другой стороне границы конфликта. Не следует предупреждать о серьёзности разговора, лучше присесть и начать тихо и спокойно разговаривать.

Важно не говорить с ребёнком длинными фразами, особенно когда он в истерике. В этой ситуации он не в состоянии понять смысл. Важно говорить коротко, спокойно и обязательно делать паузы, чтобы у него была возможность подумать, понять, отреагировать и ответить.

Это должен быть диалог, а не монолог. У ребёнка должна быть возможность прочувствовать, услышать, обдумать то, что говорят. Он мыслит медленнее, чем взрослый.

Свои обещания надо всегда выполнять. Например, если было сказано, что если ребёнок не будет ухаживать за своей кошкой и кормить её, то кошка будет жить в другом доме, в котором о ней будут заботиться. Если это было сказано, и ребёнок не выполнил обещанное, то кошка должна из дома исчезнуть. То же должно произойти и с игрушками или с мобильным телефоном. Если договорённость ребёнком была нарушена, то свои обещания надо выполнять всегда.

В разговоре с ребёнком постараться отказаться от слова «нет». Необходимо подобрать другие формулировки.

При общении с ребёнком необходимо спуститься до его уровня, говорить с ним на одном языке. Малыш должен понимать на своём уровне то, что ему говорят.

Если взрослый в чём-то виноват, он должен извиниться. Ребёнок будет понимать, что его любят, бережно относятся и уважают.

Типичные ошибки при общении с ребёнком

1. Пытаются с ребёнком говорить, когда у него истерика. В это время у него активна лимбическая система, выше нормы уровень кортизола, адреналин зашкаливает.

2. Он не слышит, когда голодный. Сначала надо его накормить.

3. Если ребёнок устал и хочет спать. Не следует говорить с ним перед сном, ему будут сниться тревожные сны. Пусть выспится, и лучше поговорить на свежую голову.

4. Постараться избежать обобщений: «Ты как всегда…», «Ты всегда обманываешь…», «Ты никогда…».

5. Следует помнить, что ребёнку важны тон и интонации.

6. Не менее нужны и важны прикосновения. Необходимо постараться дать возможность не только сознанию, но и телу ребёнка почувствовать, что он важен, интересен и его любят.

7. Как можно чаще рекомендуется ребёнка обнимать, не менее 12 раз в сутки.

Если ребёнок капризный, это не значит, что он невоспитанный. Это говорит о том, что с ним не выстроены доверительные отношения, в которых он чувствует любовь, доверие, безопасность и уважение.

Следует всегда помнить, что дети смотрят, в первую очередь, на поступки и действия взрослых. Копируют их манеру общения, поведение в конфликтной ситуации, реакцию на стресс. Как относятся взрослые к старшему поколению. И если нет уважения к пожилым людям, то такое же отношение они получат в старости от своих выросших детей.

Помните, что воспитывают дела и личный пример.

Наши подопечные

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»