Исследование повседневности современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения
Повседневность подростка может быть рассмотрена с нескольких ракурсов: с одной стороны — это условия, создаваемые взрослыми для детей (нормативное пространство взросления), с другой — подростковая повседневность как практика, создаваемая самими подростками (реальное пространство взросления).
Говоря об исследовании пространств взросления независимо от выбранных методов — качественных, количественных, объективных, проективных, — психологическая и социальная науки сталкиваются с общей проблемой: «недоступностью» или «закрытостью» реального пространства взросления от глаз наблюдателя. Это связано с дефицитом методик, позволяющих действительно проникнуть в «подростковый мир», так как априори молодые люди в этом возрасте отдаляются от взрослых, у них проявляется нарастающая скрытность поведения. Такие основные методы получения фактов в психологии, как беседа, саморефлексия, анкетирование и др., ограничены цензурированностю ответов, отсутствием у подростка «языка» для описания происходящих с ним изменений.
Внешнему наблюдению, широко применяемому в психологии, недоступны скрываемые факты, а полученные результаты сложны в интерпретации и в любом случае оцениваются с позиции взрослого. Проективные методики выявляют только внутренние переживания индивида, связанные с событиями жизни, но не отражающие повседневность. Еще более неопределенная ситуация складывается с виртуальностью как элементом повседневности современных подростков. Молодые люди в метро и общественном транспорте в наушниках, с телефонами, жалобы учителей на постоянное присутствие гаджетов на уроке, беспокойство родителей по поводу интернет зависимости детей — все это иллюстрации, характерные для описания сегодняшней ситуации взросления подростков, но эмпирических данных, описывающих происходящие изменения, не так много.
Виртуальная и реальная жизни подростка
С появлением современных информационно-коммуникационных технологий противопоставление виртуальной жизни подростка реальной стало своего рода исследовательским трендом.
Вытеснение на периферию традиционных досуговых практик новыми компьютерно-опосредованными описано в ряде исследований [5; 1]. По наблюдениям специалистов центра «Перекресток», в Москве с улиц практически исчезли подростковые компании. Этот процесс шел одновременно с увеличением количества доступных подростку возможностей самореализации в сети [1].
Временной режим пребывания подростка в виртуальном пространстве представлен в коллективной работе [4]. В то же время, благодаря тому, что сегодняшние школьники в большинстве своем являются обладателями мобильных телефонов с выходом в интернет [Королева Д.О. 2016] можно предположить, что практики, создаваемые самими подростками онлайн и оффлайн, могут пересекаться. Подтверждение этому можно найти в зарубежных публикациях посвященных теме конвергенции виртуальной и реальной жизни современных молодых людей.
Распространенное заблуждение, что Интернет как-то радикально отделяется от повседневной жизни, изучено американскими исследователями [13]. В их статье описывается проблема традиционных этнографических конструкций, привязанных к «месту» и приводятся доводы в пользу развития этнографических методов, в основе которых лежит наблюдение и фиксация «перемещения» подростков в Интернете и в автономном режиме.
Исследователь Д. Бойд (D. Boyd) анализирует пересечение и взаимное отражение подростковых практик создаваемых в реальном и виртуальном пространствах [9]. В своей книге Бойд отмечает, что для подростков во все времена было свойственно находиться в «сетевых общественных средах» (networked publics); если для их родителей в качестве таких сред выступали парки, дворы, территория «за гаражами», то для сегодняшних молодых людей стало доступным еще одно место — социальная сеть.
Проблема дефицита методик, позволяющих получить объективные данные о поведении подростка в Сети, поднимается в работе Д. Фелдон и Я. Кафаи (D.F. Feldon, Y.B. Kafai) [11]. Исследователи критикуют моно подход (mono-method studies), когда изучается только виртуальная или реальная жизнь индивида, отмечая, что для получения объективной информации необходимо использовать смешанные методы исследования и наблюдать процесс параллельно онлайн и оффлайн.
Схожий подход был реализован в исследовании использования компьютера в повседневной жизни подростков, проведенном в Швейцарии [7]. Используя драматургическую теорию И. Гофмана [Goffman, 1974, 1981] П. Арсанд (P.A. Aarsand) показал, что онлайн и оффлайн события в жизни современных юношей и девушек невозможно разделить на «основную» и «побочную» (вспомогательную) сцены, эти события для респондентов равнозначны.
Важно учитывать, что современные компьютерные и интернет-технологии развиваются чрезвычайно динамично, появляются новые формы взаимодействия: социальные сети, форумы, месседжеры и т.д. Также необходимо принимать во внимание влияние культурного контекста на общение в Сети.
Изучение механизмов и условий пересечения событий онлайн и оффлайн, характерных для повседневности современных российских подростков, составляет цель настоящего исследования.
Задачи исследования:
• Разработка методики изучения повседневности современных подростков фиксирующей события, происходящие в реальном и виртуальном пространстве.
• Получение актуального времени использования подростком гаджета и сервисов социальных медиа в течении дня.
• Выявление пересечений онлайн и оффлайн активностей современных подростков.
• Обнаружение причин смены режимов онлайн и оффлайн.
• Моменты и причины «выхода» в сеть.
Методика «Дневник онлайн и оффлайн»