Как помочь ребенку справиться со своими страхами?
Почти каждая мама знакома с такой ситуацией, когда ребенок вдруг начинает бояться темноты, журчания воды в бачке унитаза, монстров, прячущихся под кроватью. На самом деле сами по себе страхи естественны для маленького ребенка.
Во-первых, он осознает ограниченность своего жизненного опыта и умеет строить причинно-следственные связи: «Если в комнате темно – я не увижу опасности, а при ее неожиданном возникновении я не смогу себя защитить».
Во-вторых, дошкольники характеризуются сильно развитым воображением. В их головах возникают самые невероятные взаимосвязи, но у них еще неразвито умение правильно к ним относиться. В то же время все хорошо в меру. Количество страхов и сила их воздействия должны быть посильны для психики маленького человечка, а иначе они могут перерасти в неврозы.
Есть страхи, присущие определенному возрасту: малышам свойственно бояться резких звуков и внезапного приближения больших предметов, 3-6-летние детки боятся темноты, воды, одиночества, у школьников былые страхи вытесняются переживаниями получить плохую отметку или опоздать в школу.
В определенном возрасте дети обязательно испытывают страх смерти. Причем одних беспокоит осознание необратимости происходящих возрастных перемен, у других страх выражается не так прямо – через боязнь возникновения пожара, землетрясения и т.д. Каждый ребенок должен пережить этот страх и выработать свою стратегию защиты. Волноваться следует в том случае, если он не боится смерти. Это один из признаков эмоциональной незрелости.
Раз страхи являются закономерным следствием взросления, не нужно заставлять ребенка преодолевать их. Допустим, малыш боится собак. Если заставлять его подходить к ним ближе, он начнет бояться их еще больше. Если ребенок был напуган каким-то случаем в воде, не нужно упрашивать его поплавать. Страх, идущий от более зрелой осторожности, обычно быстро проходит. А пока пусть ребенок играет на берегу. Не чувствуя давления взрослых, он быстрее рискнет войти в воду.
Почти все дети боятся грозы. Что интересно, младенцы не пугаются грома. Страх приходит года в два с половиной и объясняется интеллектуальным развитием малыша: теперь он знает, что некоторые звуки означают приближающуюся опасность. Гром страшнее всех существующих сигналов, так как непонятно, откуда он исходит.
Большинство детей избавляются от боязни грозы будучи в школе, но до этого времени вашему ребенку нужна поддержка. Подшучивания усугубят проблему и заставят малыша почувствовать себя одиноким, а в напускную храбрость он не поверит. Все, в чем он нуждается во время грозы, так это в присутствии рядом взрослого и в признании того, что его страх знаком многим. Детей очень успокаивают рассказы и песни.
Обычно детские страхи возникают неожиданно и так же резко пропадают спустя какое-то время. Однако встречаются у малышей и навязчивые страхи – страх заразиться, испачкаться и т.д. Это уже невротическое состояние – не здоровое опасение, но и не патология. Обычно подобного рода переживания поддерживаются тревожностью родителей, а порой из-за нее и возникают. Подобно тому как взрослые учат детей думать и разговаривать, они точно так же учат их чувствовать страх.
К психоневрологам часто обращаются родители с жалобами, что ребенок стал нервным или начал заикаться после того, как на него залаяла огромная собака, неожиданно из-за угла выскочил и зарычал старший брат и т.д. В таких случаях причиной невроза ясна – испуг. Однако, несмотря на то что нервное расстройство возникает вслед за испугом или травмой, его причины более сложны и связаны с особенностями воспитания. Ведь не у каждого ребенка одно и то же событие способно вызвать страх. Кроме того, часто тревогу вызывает не само происшествие, а та оценка, которую ему дают взрослые.
Как это работает? Когда мама предупреждает малыша: «Держись крепко, а то упадешь», она не просто проявляет заботу, но и учит опасению. Когда она бежит с испуганным выражением на лице к упавшему с качелей ребенку, он начинает плакать уже от того, что прочитал невербальное сообщение: стряслась беда.
В то же время, если сказать малышу, чтобы он не боялся, в ситуации, когда он и не думал этого делать, внутри него зародится страх. Подбадривающая фраза прозвучит у него в голове примерно так: «Это реально страшно, но ты будь сильнее этого». Дети не всегда готовы быть сильнее обстоятельств. Не нужно на каждой прогулке уговаривать ребенка: «Идем, погладим собачку, она не кусается» и т.п. Вначале он будет соглашаться на предложения ради того, чтобы от него просто отстали, а потом и вовсе постарается избегать ситуаций, в которых его смогут заставить сделать то, что ему не хочется. Самые сообразительные находят выход получше – соглашаются идти на прогулку только с бабушкой.
Получается, проявляя заботу или оказывая давление, родители лишь усугубляют ситуацию. Означает ли сказанное, что взрослые вообще не должны беспокоиться о безопасности детей: пусть бегают, где хотят, прыгают, откуда хотят, лишь бы не росли в страхе? Конечно же, нет. Дети не осознают опасности. Поэтому, если здоровью ребенка действительно что-то угрожает, нужно объяснить, чем обоснованы ваши переживания (не запугивая), и по возможности устранить угрозу.
Можно сколько угодно рассуждать об особенностях детских страхов и путях их формирования, но важнее перестать в порывах страха кричать на маленьких мальчиков и девочек и угрожать им. Все эти приемы – от лени и бессилия. Еще важнее беречь собственные нервы. Во взрослой жизни много переживаний, и все они проецируются на детей.
Разграничить естественный страх от фобии бывает сложно даже специалисту. Смотреть нужно вот на что: если реакция соответствует ситуации и возрасту ребенка – это нормальный страх, физиологический, если боязнь усиливается и у малыша появляются новые, ничем не обоснованные тревоги, например, он опасается, что у него отвалится голова, или утверждает, что он гниет изнутри, – возможно, стоит обратиться за помощью к специалисту.