Краткая азбука начинающего воспитателя
Труд дошкольного педагога крайне сложен и специфичен. Не каждому он по плечу, даже если специалист теоретически подкован. В этой статье указаны ключевые моменты, касающиеся личности воспитателя и его ежедневного труда с присущими ему особенностями.
Многие молодые девушки мечтают стать воспитателями, возиться с карапузами и радоваться жизни. Однако все ли так просто? Прежде чем ступить на скользкий педагогический путь, необходимо трезво все оценить и взвесить: и то, насколько вы любите детей, и то, сможете ли вы работать с ними (выдержит ли ваше тело и душа).
Каждый рабочий день в детском саду – это маленькая война, а иногда и крупномасштабное побоище. Это краткое руководство создано в помощь начинающему солдату педагогической деятельности.
А – авторитет.
Первоначальная задача воспитателя – утвердиться на новом месте и пустить корни, быть твердым и непокобелимым. Ой, непоколебимым, само собой разумеется. Если не хотите быть ездовой лошадью для начальства и коллег, не будьте мягкими, как взбитый крем. Будьте как желе – чем сильнее напор на него, тем сильнее оно отталкивает. Само собой, вам придется быть покладистым, но не переборщите. Что касается детей, а тем более их родителей, тут с самого первого дня, с того самого момента, как вы переступили порог своей группы, устанавливайте свой диктаторский режим, иначе все – кина не будет, как говорится.
Б – бойкость.
Воспитательская работа – работа для молодых, но уж точно не для тех, кто любит посидеть и командовать издалека, громогласно раздавая детям команды. Воспитатель – это юла, он в вечном движении. Не беда, если вы работаете 3 часа в день, а если от 9 до 12 (бывает и такое)? Энергия должна разрывать вас, а вы, будучи не в силах удержать ее, выплескиваете этот поток на всех и вся вокруг. Еще один аспект бойкости – бойкость нрава. Что это значит? Ну, например, на кухне вашу группу обделяют едой или другие группы занимают себе места в музыкальном зале, не считаясь с вами, и притесняют, так сказать, тех, кто поменьше. А может, придется и повздорить с другим воспитателем, который урвал для своих детей что получше, а вам не оставил (да-да, в женском коллективе гадюк полно, уж простите).
В – внимание.
Ежесекундное внимание по всем фронтам. Вы должны быть внимательны к детям и выслушивать их страдания, истории или жалобы. Но и должны замечать все, что происходит спереди, по бокам, сзади и даже за стенами и предметами. Иначе – прямая дорога к пункту «Т».
Г – голос.
Обладательницам бархатистого и интимно-тихого голоса не место среди числа воспитателей. Дабы собрать детей в кучу, вразумить, вам потребуется сильный и волевой голос. Таких моментов в разы больше, нежели чтения книжек и стихов, поэтому тренируйте голос смолоду. Иначе дети вас либо не будут слышать, либо не будут воспринимать ваше прикрикивание, если вы не разнообразите интонации голоса.
Д – доброта.
Как бы вы ни были строги, как бы ни ругали за шалости, ваши поступки должны демонстрировать детям вашу доброту. Тем, у кого казарменный настрой на работу, тут не место. Сочувствие, сострадание, утешение – ваши рабочие инструменты.
З – здоровье.
Детский сад во все времена кишит бактериями и вирусами, а дети – самый мощный источник всякой заразы. Будьте готовы к круглогодичным соплям, ангинам, бронхитам, ларингитам, фарингитам и т.д. Будьте готовы сорвать спину на садиковском огороде или таская детей на руках. Будьте готовы лакать валерьянку, как кот-алкоголик. Если, конечно, у вас не лошадиное здоровье и вам все нипочем.
И – индивидуальность.
Воспитательский труд – это не только лишь натаскивание в вежливости, организованности и умственной и физической развитости, но и демонстрация личного примера. Педагог категорически не должен быть синим чулком, и даже его опыт и достижения не могут быть на первом месте, ведь это дело наживное. Педагог должен быть интересным как внешне, так и личностно. Если дети будут к вам тянуться, то и влияние на них будет более эффективное при меньшем объеме ваших усилий.
К – креативность.
Поделки с детьми должны быть интересными, и чем более они нестандартны и креативны, тем лучше. Дети будут в восторге, а родители – тем более. Молва о ваших занятиях с детьми будет шириться по всему городу, ибо прогрессивные родители приходят и фотографируют все произведения искусства своих отпрысков, а потом хвастаются родным и друзьям. К тому же, в наше компьютеризированное время все выкладывается на сайтах образовательных учреждений на всеобщее обозрение. Не будьте банальны.
Л – это всегда Любовь.
В контексте данной темы любовь и к детям, и к самой профессии – низкооплачиваемой, стрессовой, ответственной и просто адски трудной. Можно безгранично любить деток, но, увы и ах, не влиться в ритм и специфику детсадовского учреждения (у меня на адаптацию ушло всего-навсего 1,5 года). Таким людям необходимо промышлять на дому нянями или педагогами с одним-двумя детьми в максимально комфортной для обоих сторон атмосфере и обстановке. Иначе можно с легкостью скатиться в пучину жесткой депрессии и возненавидеть все и всех, кто связан с вашей профессией, а потом отправиться в длительные странствия на поиски своего «истинного» призвания.
М – многозадачность.
Воспитатель должен уметь самоорганизовываться. То бишь, распределить свои запасы сил и времени, дабы и с детками повозиться, и документацию заполнить, и стопятидесятый раз обзвонить человек 30-40 родителей для решения организационных вопросов. Ах да, стоит упомянуть, что этого всего тааак много, что заниматься этим вы будете начиная с утра, когда переступите порог родных пенат, и до самого отхода ко сну. При всем при том вам будут помогать члены семьи, ведь то надо приготовить на всю группу заготовки для аппликации, то понаделывать гирлянд и прочих побрякушек для праздника или показательного занятия.
Т – травматизм.
Бдительность должна стать вашим вторым именем. Даже если вашей вины в травматизме ребенка нет, вы несете уголовную ответственность за его жизнь и здоровье. Это родители могут привести вам с утра ребенка и сказать, что он на выходных упал в деревне и у него сотрясение мозга. Но, не дай бог, эта мама вернется, а ее чадо толкнули, стукнули или не дай бог укусили – конец света. Бывают ситуации и похуже, например, ребенок шел в туалет и решил ускорить шаг, но упал у вас на глазах и ударился головой об стол. Кто мог предположить, что это произойдет? Да и вы не виноваты, вы же внимательно за ним наблюдали. А дальше как повезет – есть родители, которые ничего и слушать не хотят, вы им ничего не докажете. А потом больницы, протоколы, объяснительные и вообще невесть что.
Э – энтузиазм.
Пока он будет у вас присутствовать, будете работать. А когда все внутренние ресурсы будут исчерпаны, придется распрощаться. Педагогическая работа в нашей стране, увы и ах, не обладает ни ощутимой престижностью, ни мало-мальски адекватной зарплатой. Именно поэтому отечественная педагогическая система и держится на энтузиастах, что, впрочем, не является гарантом эффективности.