Подростковый кризис – взгляд клинического психолога.
Подростковый возраст называют «переходным», в нем одновременно присутствуют черты детства и взрослости. Появляется особое отношение к взрослым, ребенок настаивает на признании равенства прав, снижении степени контроля. Что происходит с организмом в этом возрасте расскажет клинический психолог Любовь Усова.Фото: pixabay.com
Эксперт
Усова Любовь ЕвгеньевнаКлинический психолог, ПатопсихологНейроцентрСтаж: 1 годСпециализируется на диагностике психических процессов, таких как мышление, память, внимание, восприятие, а также эмоционально-личностной сферы. Осуществляет консультационную работу с подростками и взрослыми.Записаться на приём
К психологическим новообразованиям относят: самосознание, чувство взрослости, особенности когнитивной, эмоциональной сфер, формирование временной перспективы. Это проявляется в поверхностном переживании чувств, быстром их возникновении и угасании, замыкании на переживаниях. Это становится основой для импульсивных, необдуманных поступков, а также для чрезмерной фиксации на собственных эмоциях, углубления в аффективные состояния.
– Что происходит с организмом ребенка в этом возрасте?
Изменения эндокринных процессов, неравномерное развитие желез внутренней секреции определяет во многом психическую сензитивность подростков к жизненным изменениям. Активизация гормонов роста и половых гормонов обусловливает резкие изменения в физическом и физиологическом развитии. Начинает формироваться новый образ физического Я, меняется отношение к собственному телу, гипертрофированно переживаются особенности внешности.
Фото: pixabay.com. Фотография носит иллюстративный характер.
– Ребенок становится взрослым. Как ему помочь пройти кризис идентичности?
Для успешного прохождения этого периода родителям подростка следует:
- поощрять его в исследовании собственных интересов;
- замечать и хвалить его даже за незначительные достижения;
- позволять учиться на собственных ошибках – не ругать за них, а помогать анализировать и обсуждать последствия;
- избегать чрезмерных требований, которых подросток не сможет выполнить;
- привносить в жизнь чувство стабильности с помощью последовательной и открытой тактики воспитания;
- воздержаться от унижений и относиться с уважением к его личности.
Рассогласование между внутренним состоянием его личности может привести к суррогатным формам самореализации, таким как алкоголизация и наркотизация и другим.
– Ребенок грубит, замыкается, видно, что ему плохо? Как реагировать правильно родителям?
Такое поведение выполняет сигнальную и защитную функции. За фасадом злости и безразличия обычно скрываются тревога, страх и печаль. Подростки редко напрямую просят о помощи, гораздо чаще это происходит через альтернативные методы (например, агрессия, самоповреждения). С позиции взрослого нужно дать понять ребенку, что вы готовы к обсуждению его переживаний. Важно проявить уважение к любым эмоциям ребенка и понимать: проблемы, которые взрослому кажутся незначительными, для ребенка могут быть поводом для очень серьезных душевных страданий. Адекватное поведение семьи, поддерживающая позиция родителей могут во многом снизить остроту состояния. Вмешательство специалиста необходимо уже на этапе появления подобных изменений.
– Чем чревата родительская гиперопека?
Гиперопека, как чрезмерная родительская забота, может быть двух видов: доминирующая и потворствующая. В первом случае присутствует чрезмерный контроль за каждым шагом ребенка с помощью большого количества запретов и постоянным наблюдением за ним. Во втором же случае доводится до высшей точки стремление оградить ребенка от любых жизненных сложностей, а также вознесение его на пьедестал обожания. Такое поведение взрослых ведет к возникновению протестного, девиантного поведения и дальнейшей дезадаптации.
– Как определить «нормальные» характеристики возрастного кризиса от патологических форм?
Внимательному родителю будет трудно не заметить, что его ребенок не может самостоятельно справиться со своими переживаниями. Патологические формы протекания кризиса красной нитью задевают все сферы жизни подростка и приводят к социальной дезадаптации.
– Чему уделить особое внимание? На какие маркеры ориентироваться, когда необходимо обратиться к специалисту?
Вмешательство специалиста необходимо уже на этапе появления аффективных и поведенческих изменений в виде замкнутости, раздражительности, повышенной тревожности.
В подростковом возрасте распространены следующие формы патологического поведения:
- нарушения пищевого поведения (чаще встречаются среди девочек), такие как анорексия, булимия, компульсивные переедания;
- повышенная агрессивность;
- проявление зависимого поведения (как от психоактивных веществ, так и в виде компьютерной зависимости);
- стремление к рискованному поведению (уходы из дома, прогулки по крышам, экстремальные занятия без страховки, беспорядочные сексуальные связи);
- суицидальные мысли и высказывания, самоповреждающее поведение.
– Приведите примеры типичных кризисных ситуаций в жизни подростков?
- ссоры с друзьями, иногда приводящие к разрыву отношений;
- открытое непринятие подростка в среде сверстников, отсутствие дружеских отношений;
- буллинг, систематические издевательства;
Семейная обстановка нередко является причиной кризисной ситуации, провоцирующей ухудшение состояния подростка. Например, частые конфликты, употребление родителями психоактивных веществ, обесценивающее отношение к состоянию подростка приводят его к мыслям о непринятии жизни.
– Расскажите об основных психосоматических расстройствах «взрослых детей»?
Психосоматические расстройства сопровождаются симптомами вегетативного возбуждения, которые вызывают беспокойство, например, жалобами на усиленное сердцебиение, потливость, тремор и другие симптомы, иногда расцениваемые как проявления вегетососудистой дистонии. Частыми примерами таких расстройств являются головные боли, нарушения сна, приступы гипервентиляции и затруднения дыхания, обмороки, нервная анорексия, булимия, ожирение, энурез, расстройства менструального цикла и др. Практически у всех детей с психосоматическими нарушениями выявляются депрессивные расстройства невротического уровня различной степени интенсивности.
– Компьютерная зависимость? Чем чревата?
К компьютерной зависимости склонны люди с недостаточным уровнем зрелости волевого компонента, в снижении способности к самоконтролю. Из-за физиологической несформированности нервной системы подростков, они входят в особую группу риска. Эту зависимость, можно рассмотреть, как следствие нарушения в системе вознаграждения. Конфликтные взаимоотношения в семье, проблемы со сверстниками, недостаток положительных впечатлений ведет к снижению уровня дофамина. Вследствие этого недостатка мозг обращается к поиску замещающего действия, которое приносит удовольствие.
К признакам компьютерной зависимости, относятся:
- выраженная потребность в проведении времени за компьютером;
- нарушение способности контролировать количество времени, проведенное за компьютером;
- состояние отмены, проявляющееся раздражительностью при отсутствии возможности сесть за компьютер;
- признаки толерантности, когда постепенно требуется больше времени для удовлетворения потребности;
- постепенное исчезновение других интересов из жизни, появляется пренебрежение социальными контактами, обучением, работой, домашними обязанностями, что в конце концов может дойти до отказа от самообслуживания (поддержание личной гигиены, внимание к питанию);
- невозможность сокращения количества времени или прекращения деятельности в компьютере несмотря на нарушения зрения, головные боли, боли в спине, бессонницу.
– Признаки депрессии у подростка. Как вовремя обратится за помощью?
В картину депрессии входит потеря прежних интересов, снижение эмоций, скрытность, молчаливость, фиксация на негативных переживаниях, инверсия режима сна и бодрствования. Жалобы на сниженное настроение, неуспешность в учебе, чувство одиночества, тревогу, низкую самооценку, высокий уровень истощаемости. Раздражительность и вспыльчивость. При наличии одной или нескольких из этих жалоб уже можно обратиться если не к психиатру, то хотя бы к клиническому психологу, который при необходимости рекомендует обратиться к врачу.
Фото: pixabay.com. Фотография носит иллюстративный характер.
– Чем может помочь психолог, психотерапевт ребенку и родителям?
На занятиях с психологом программа для каждого случая формируется индивидуально. Психолог может помочь ребенку разобраться в собственных эмоциях, сформировать самопринятие, обучить его навыкам самосовладания и устойчивости в стрессовых ситуациях, В частых случаях индивидуальные занятия у подростков должны сочетаться с семейной психотерапией. Клинический психолог, работая совместно с психиатрами, проводит психологическую коррекцию и психологические консультации, направленные на уменьшение выраженности симптомов психических заболеваний (депрессия, шизофрения, тревожные расстройства, суицидальное поведение и другие) и расстройств личности. Патопсихолог выполняет диагностическую функцию. После этого дается заключение, что определяет выбор дальнейшего лечения подростка врачом-психиатром и сопровождения психологом. Групповая психотерапия применяются для устранения социальной изоляции детей или подростков и помогает им почувствовать, что они не одиноки со своими проблемами.
Нравится ли Вам данная статья?Мне нравится(0)Мне не нравится(0)
Источник