Портрет человека с расстройствами аутистического спектра в кинематографе
Любое необычное явление, конечно же, вызывает интерес в обществе и рано или поздно находит свое отражение в кинематографе, не только в научных или документальных, но и в художественных фильмах, тех, которые показывают в кинотеатрах или которые в выходные большими компаниями смотрят дома с попкорном. В некоторых фильмах в качестве элемента киноповествования как фоновый персонаж, в роли второго плана или в качестве главного героя на фоне истории (любовной, социально-политической, биографической и т.п.) выступает человек с расстройством аутистического спектра.
Необходимо отметить, что за последнее время значительно возросло количество подобных картин. Преимущественно все они зарубежные, хотя есть и пара отечественных фильмов, относящихся скорее к документальному жанру. Посредством содержательного анализа кинообразов героев с аутизмом можно более подробно рассмотреть специфику данного расстройства. В зависимости от сюжета кинофильма портреты людей с РАС различаются, но при этом в разных фильмах очень схожими показаны их основные клинико-психологические особенности.
В качестве эмпирического материала нашего анализа выступают 7 фильмов, отснятые в период с 1998 по 2010 гг. Каждая из этих картин достойна того, чтобы выделить время для ее просмотра. Какие-то ленты отражают реальные истории людей («Темпл Грандин» — история успеха знаменитой американки), некоторые показывают вымышленные истории на фоне реальных событий («Меня зовут Кхан» — о трагедии башен-близнецов и гонениях на мусульман), в других же аутистическое расстройство выступает скорее как причуда главного героя («Без ума от любви» — любовная история между двумя нестандартными героями).
Стоит отметить, что фильмы для настоящего анализа были подобраны таким образом, чтобы в картине в той или иной форме был назван диагноз (аутизм либо синдром Аспергера). Героями для кинолент режиссеры чаще выбирали мужчин в возрасте приблизительно от 17-ти до 30-ти лет.
Следует дать краткое описание каждого фильма.
Начнем с самой старой картины из нашего списка — «Человек дождя» (Rain-Man,1998, США). Стоит отметить феноменальную игру актера Дастина Хоффмана, который сам создавал образ главного героя, строя его на основе психологических портретов знаменитых людей с РАС. Поэтому в фильме, содержание которого, видимо, известно каждому, мы видим сложный и весьма точный потрет человека с аутизмом.
Далее следует кинолента «Без ума от любви» (Mozartandthe Whale, 2005, США). Здесь представлена целая группа людей с РАС, имеющих разнообразные особенности. Собрал их вместе парень, лишенный умения общаться и выражать свои чувства. Однажды в это общество приходит девушка. Он — математический гений. Она — творческая личность. Он поражает нас своей добротой и открытостью. Она — искренностью и прямотой. Он — Кит. Она — Моцарт. Они открывают зрителям совершенно особые грани реальности.
Следом идет кинофильм «Бен Икс» (BenX, 2009, Бельгия, Нидерланды), где герой — подросток, который «живет» в компьютерной игре и не адаптирован к реальной жизни. Окружающие не понимают его: ровесники издеваются, учителя избегают, родители терпят. «Чтобы что-то произошло, кто-то должен умереть», — и для этого Бен разрабатывает гениальный план игры.
Еще один фильм «Адам» (Adam, 2009, США) рассказывает историю Адама, у которого умирает отец, и ему нужно как-то приспосабливаться к жизни среди людей, найти близкого человека. Этим человеком становится новая соседка. Лента показывает взаимоотношения этих двух совершенно разных людей, они раскрываются друг перед другом, и в результате каждый получает бесценный опыт.
Картина «Меня зовут Кхан» (My Name Is Khan, 2010, Индия) пожалуй, самая тяжелая из списка. Она о трагедии 11 сентября 2001 года, которая разделила жизнь мусульман Америки на периоды до нападения террористов и после. Как следствие, в некоторых семьях отношения разрушаются. Наш герой растерян и очень расстроен тем, что горячо любимая женщина его покинула. Чтобы вернуть ее, он предпринимает трогательное и вдохновляющее путешествие через всю Америку.
Кинофильм «Рай океана» (Haiyang-tiantang, 2010, Китай) повествует о реальности, с которой сталкиваются смертельно больные родители особых детей. Ребенка крайне сложно пристроить в специальное учреждение, и набравшись терпения, умирающий отец шаг за шагом учит беспомощного сына элементарным вещам и обычной бытовой логике.
И, наконец, кинолента «Темпл Грандин» (Temple Grandin, 2010, США), основанная на реальной истории успеха знаменитой американской женщины с аутизмом. В этом фильме замечательно наглядно представлен уникальный опыт достижения независимой жизни. Подобные фильмы могут формировать позитивное общественное мнение, а также воодушевлять родителей и других близких на сопротивление аутизму и на его преодоление.
Теперь перейдем к рассмотрению собирательного клинико-психологического портрета человека с РАС. Такого человека, каким его видят режиссеры и сценаристы, которые при написании сценариев к фильму общались и наблюдали за реальными людьми, имеющими аутизм, или же специфическими чертами своих героев наделяют сами актеры, играющие такие необычные роли.
Для этого необходимо выделить основные черты аутизма, которые показаны в фильмах, и выявить их соотношение.
— Отстраненность от внешнего мира, невозможность поддерживать контакты с окружающими (виртуальная жизнь — «Бен Икс» или «морская реальность» — «Рай океана»). Нарушения коммуникации. Расстройства речи, а именно — коммуникативной функции («Человек дождя»). Характерны эхолалии (в ответ на услышанное — повторения сказанных другим слов — «Рай океана»).
— Нарушения социального взаимодействия. Человек с РАС неспособен к полноценному социальному общению и зачастую не может, подобно обычным людям, интуитивно почувствовать эмоциональное состояние другого человека («Темпл Грандин»), неспособен адекватно использовать взгляд глаза в глаза («Адам»).
— Стереотипное поведение, интересы или деятельность, связанные с желанием человека сохранить стабильные, неизменяющиеся условия жизни. В просмотренных фильмах присутствуют стереотипные движения: специфическое хлопанье в ладоши («Рай океана») или когда герой теребит волосы («Меня зовут Кхан»), переминание с ноги на ногу («Человек дождя»); приверженность строгому распорядку и неизменяющемуся ритуалу: в меню — только макароны («Адам») или желе («Темпл Гран-дин»). Сверхзахваченность собственными стойкими интересами: одержимость космосом («Адам») или захваченность цифрами («Без ума от любви») или просмотром телепрограмм («Человек дождя»).
Источник: https://psychojournal.ru/article/1075-portret-cheloveka-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-v-kinematografe.html#t20c