Психотерапевт Александрина Григорьева: «Если подросток хоть как-то вербализовал свои суицидальные мысли, необходимо обратиться к специалисту»
О мотивах, побуждающих подростков совершить суицид или нанести себе увечья, диагностике и лечении суицидального и самоповреждающего поведения в подростковом возрасте порталу Yellmed рассказала клинический психолог, психотерапевт Центра медико-психологической коррекции и реабилитации «Нейроцентр» Александрина Григорьева.Фото: pixabay.com
Эксперт
Григорьева Александрина АндреевнаКлинический психолог, ПсихотерапевтООО «Нейроцентр»Стаж: 20 летОбразование: Московский городской педагогический университет по специальности «Психология», специализация — «Клиническая психология» (2003 г.). Аспирантура на базе Института психологии, социологии и социальных отношений (2007 г.). Профессиональная переподготовка на базе отделения экзистенциального анализа и логотерапии Государственного университета Высшей Школы Экономики по специальности «Психолог-консультант» (2011 г.).
Специализируется на оказании помощи пациентам с депрессивными состояниями, невротическими расстройствами, фобиями, психокоррекционной работе с детьми с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, расстройствами аутичного спектра, поведенческими проблемами. Кандидат психологических наук.Записаться на приём
– Александрина Андреевна, что чаще всего толкает подростков на суицид?
– Подростковый возраст – непростой период, когда активные психоэндокринные, личностные, социальные изменения, происходящие с ребенком, во многом становятся предпосылками к его высокой уязвимости, эмоциональной неустойчивости и дебюта психических заболеваний.
Именно подростковый возраст – период повышенного риска суицидального поведения. ВОЗ ставит суицид на второе место среди причин смертности в подростковом возрасте.
Наиболее распространенная причина суицидального поведения подростков – неспособность справиться с каскадом негативных чувств и связанных с ними мыслей, в котором они оказываются в связи с разными жизненными ситуациями. Обстоятельствами, которые становятся триггером суицидальных действий, могут быть как самые незначительные – например ссора с друзьями или родителями, так и более весомые – буллинг в школе, утрата близкого, пережитое физическое насилие.
– Каковы стадии развития суицидального поведения у подростков?
– Выделяют несколько стадий суицидального поведения: суицидальные мысли, суицидальные намерения, суицидальные действия, завершенный суицид.
Суицидальные мысли могут по-разному формулироваться в голове ребенка. Это могут быть мысли «я не хочу ТАК жить», которые, как правило, связаны с негативным воздействием различных факторов на жизнь подростка и его неспособностью их решать или выдерживать. Могут быть мысли «я хочу умереть» – это более оформленное решение в сторону смерти, свидетельствующее о формировании суицидального плана. А могут быть уже и конкретные мысли о том, каким именно способом и когда будет совершен суицид.
Фото: pixabay.com
В целом специфика подростковых суицидов такова, что переход от суицидальных мыслей к суицидальным действиям может быть очень быстрым и решение о суициде может приниматься импульсивно.
Под влиянием негативного аффективного состояния подросток попадает в особое состояние, которое можно охарактеризовать как когнитивное сужение, при котором нет критичности к собственным действиям и мыслям и суицидальная попытка совершается без специальных приготовлений и замысла.
– Как родителям понять, что их ребенок склонен к суициду, вынашивает мысли покончить с собой?
– Насторожить родителей должны такие особенности аффективного состояния, как повышенная раздражительность, агрессия, частые перепады настроения, нередко сопровождающиеся расстройством сна, или наоборот, замкнутость, погруженность в свои мысли, стремление все время быть одному, отказ от социального взаимодействия. Подростки могут открыто транслировать свои суицидальные мысли и напрямую говорить о них родителям. Важно относиться к таким высказываниям серьезно, не пренебрегать ими. Даже если в этих словах виден демонстративно-шантажный посыл, это не значит, что подросток ограничится только словами.
Если подросток хоть как-то вербализовал свои суицидальные мысли, необходимо отнестись к этому серьезно и обратиться к специалисту, потому что каждая мысль – это прообраз действия.
– Как родным, близким подростка с суицидальным поведением определить, что наступила острая фаза и требуется срочное вмешательство специалиста?
– Вмешательство специалиста необходимо уже на этапе появления суицидальных мыслей или аффективных и поведенческих изменений, о которых я говорила выше. Острая фаза, проявляющаяся в устойчивом намерении совершить суицид, наличии суицидального плана, требует незамедлительной госпитализации подростка.
Фото: pixabay.com
– Расскажите об основных этапах лечения подростков с суицидальным поведением.
– Прежде всего врач-психиатр должен оценить состояние подростка, чтобы выявить признаки психопатологии и, в случае необходимости, назначить медикаментозное лечение, а также чтобы оценить степень ургентности состояния и направить на госпитализацию.
Следующий этап – систематические занятия подростка с психотерапевтом, направленные на преодоление негативных мыслей и аффективных состояний, формирование способов совладания с ними, а также развитие устойчивости к стрессу.
Важный этап психотерапевтической работы с подростком, имеющим высокий суицидальный риск, – разработка антикризисного плана в случае внезапного обострения ситуации.
– Какую роль играют семья и социальное окружение подростка в психотерапии суицидального поведения?
– Очень важную. Адекватное поведение семьи, поддерживающая позиция родителей могут во многом снизить остроту состояния. Кроме того, родители становятся активными включенными наблюдателями за состоянием и поведением подростка. Благодаря такой бдительности и своевременному обращению за помощью они могут помочь предотвратить суицидальную попытку.
Вместе с тем, семья нередко сама по себе является суицидальным фактором, провоцирующим ухудшение состояния подростка. Например, частные конфликты среди домочадцев, употребление родителями психоактивных веществ, обесценивающее отношение к состояниям подростка приводят его к мыслям «я так жить не могу» и впоследствии толкают к принятию решения о суициде.
Значимая роль принадлежит и ближайшему окружению подростка – друзьям. Непонимание, ссоры, разрыв отношений приводят к переживанию социального одиночества, изоляции и, соответственно, мысли «я никому не нужен» – особенно если помимо трудных отношений со сверстниками подросток не получает поддержки со стороны семьи. Ну и, конечно, триггером может стать открытое непринятие подростка в среде сверстников, буллинг, систематические издевательства.
– Что представляет собой самоповреждающее поведение? Почему оно может возникнуть и чем отличается от суицидального?
– Самоповреждающее поведение, в отличие от суицидального, не несет в себе прямого намерения завершить собственную жизнь. Напротив, одним из мотивов самоповреждающего поведения может быть антисуицидальный – например, когда у подростка возникают суицидальные мысли, он режется и эти мысли отступают.
Фото: shutterstock.com
К разновидностям самоповреждающего поведения могут относиться как прямые виды, когда заметно непосредственное повреждение тканей тела, – порезы, щипки, проколы, прижигания, так и косвенные, где вред наносится постепенно и ущерб для организма можно увидеть не сразу, например, расстройства пищевого поведения – диеты, стремление похудеть.
– Каковы самые распространенные варианты нанесения вреда себе?
– В этом вопросе существует гендерная специфика. Так, для девочек наиболее характерны порезы, для мальчиков – прижигания.
– Какими физическими, психологическими осложнениями чревато самоповреждающее поведение?
– Нужно понимать, что, по статистике, две трети детей с самоповреждающим поведением приходят к реализации суицидальной попытки. Самоповреждение становится своеобразным подготовительным этапом, когда подросток приучает себя к боли посредством причинения себе физического вреда.
Самоповреждение чаще всего является способом саморегуляции, то есть таким образом подросток регулирует свои негативные аффективные состояния, не имея более адекватных поведенческих регуляционных копингов.
Поэтому основное психологическое последствие самоповреждающего поведения – закрепление подростком такого деструктивного способа саморегуляции.
В дальнейшем это приводит либо к употреблению психоактивных веществ в молодом возрасте – по статистике с этим сталкиваются около 23% подростков, либо к суицидальному поведению
– Что включает в себя коррекция такого поведения?
– В случае с самоповреждающим поведением на первом месте стоит психотерапия и психокоррекция, чаще всего основанная на разновидностях когнитивно-поведенческого подхода. Это тренировка навыков самосовладания и устойчивости в стрессовых ситуациях, преодоление дисфункциональных мыслей, формирование самосочувствия и самопринятия. Обычно все это весьма трудно дается подросткам с самоповреждающим поведением.
Нравится ли Вам данная статья?Мне нравится(4)Мне не нравится(0)
Источник