Расстройства речи у взрослых
Расстройство речи — это распад речевых навыков у взрослых людей, связанный с органическими заболеваниями, к примеру, при инсульте или динамических нарушениях кровообращения, нервно-психических заболеваниях, с проявлениями слабоумия, а также в результате травматического повреждения или опухоли головного мозга. Явления расстройства речи существуют столько, сколько существует сама речь, и описание подобных симптомов встречается еще у Гиппократа.
Что же может быть причиной речевых расстройств? С появлением нейропсихологии сформировалось новое представление о заболевании, известно, что речь — самая сложная функция головного мозга, а нарушение нервной регуляции, контролирующей эти мозговые центры, может привести к тяжелым изменениям речи — афазии. Сам термин произошел от греческого «фазис», что значит «речь». По данным Всемирной Организации Здравоохранения и Национальной ассоциации афазий в США до 40% больных, в анамнезе которых отмечены острый мозговой инсульт или нейрохирургическая операция, страдают нарушением и расстройством речи. Систематическое и детальное изучение речевых проблем началось во второй половине 19 века, когда предметом рассмотрения стали люди, которые не могли говорить, несмотря на достаточный уровень интеллекта и возможность свободной артикуляции. Чаще всего такие клинические случаи наблюдались при обширных очаговых поражениях в зоне кровоснабжения мозговой артерии.
Системное нарушение речи возникает при локальном поражении коркового вещества полушарий головного мозга, ответственного за разные подуровни организации речи. Афазия характеризуется 4 составляющими:
изменение речи и словесного общения;
нарушение психических процессов;
деградация личности;
индивидуальная реакция на болезнь.
Степень тяжести состояния и этапа заболевания определяется особенностями нарушения речи при каждой из форм болезни, для чего необходимо выявление механизма афазиологического синдрома. Речевая дезорганизация может выявляться в различных клинических вариантах в зависимости от того, в каком участке мозга находится очаг поражения. С учетом того, что афазия — это комплексное расстройство речевой функции человека, она обычно сопряжена с другими изменениями в работе головного мозга, что может проявляться нарушением не только устной речи, так или иначе, окажутся затронутыми и звуки, и слова, и письмо, и чтение. Помимо общих черт афазии обнаруживаются ее индивидуальные свойства, что связано с профессией, образованием и образом жизни больного до болезни.
Диагностика речевого нарушения и понимания речи очень важна для специалиста невролога и терапевта при лечении больного, требует специальных знаний и огромного опыта реабилитационной терапии. Восстановительная работа должна быть организована с учетом принципа дидактики: от простого — к сложному, что позволит постепенно увеличивать объем выполняемых заданий, создавая благоприятный фон и эмоциональный стимул дальнейших успехов в борьбе с расстройством речи.