Советы родителям — как отправить ребенка в детсад без слез?
Первые два года жизни дети полностью зависят от родителей, а родители не принадлежат сами себе. На третьем году жизни родителям открывается волшебная возможность вернуть себе часть своей жизни – детский сад. При этом для родителей важно, чтобы ребенку было хорошо в его первом коллективе, чтобы время там проходило с пользой и удовольствием. Могут ли родители способствовать адаптации ребенка к детскому саду? Как помочь малышам привыкнуть?
Детский сад – обязательное условие социализации?
Родители отдают ребенка в садик по разным причинам. Наиболее распространенное мнение, что без сада ребенок плохо социализируется, будет иметь проблемы в адаптации к школе и другим коллективам. Так ли это на самом деле?
Сад не является обязательным условием социализации, ведь ребенок вливается в социум не только в формальном коллективе. Семья (дедушка, бабушка, двоюродные братья, сестры и другие родственники), дети друзей семьи, компания в дворовой песочнице, студии развития, спортивные секции и кружки успешно и в полной мере способны выполнять задачи социализации детей дошкольного возраста.
Часто за установкой «ребенок не может успешно социализироваться без детского сада» стоит совсем другой – я могу себе позволить отдать ребенка в детский сад только в том случае, если это необходимо для его развития. Родители имеют полное право делать что-то не только для ребенка, но и для себя. Отдать ребенка в сад, чтобы больше времени на работу или на себя.
Во сколько лет отдавать ребенка в садик?
Психологи считают, что дети психологически готовы расстаться с матерью в 2 – 2, 5 года. Если ребенка не отдать в садик в этом возрасте, то после трех ему будет труднее впервые адаптироваться к коллективу и тогда лучше подождать до 4 лет. В 2 года дети реагируют на ровесников, играющих вместе, хотят к ним присоединиться. В то же время они психологически уже могут несколько часов провести без мамы при условии безопасной среды.
Ребенок плачет в саду – ему там плохо?
Дети плачут, когда идут в сад и родители опасаются, чувствуют вину, нервничают, что увеличивает нервозность ребенка. Иногда ребенок очень не хочет идти в садик, плачет, но уже в группе быстро успокаивается и спокойно играет. С одной стороны, родителям легче от осознания, что ребенок в садике спокоен, с другой – полчаса доставки малыша в детский сад слишком эмоционально истощают. Особенно, когда ситуация повторяется изо дня в день.
Главное условие успешной адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация в сад не может длиться несколько дней, неделю или даже две недели. Полноценная адаптация к детскому саду требует времени и должна быть постепенной и растянутой во времени. К следующему этапу обособления с ребенком следует переходить только после того, как ребенок полностью освоится на предыдущем.
Полноценной адаптации препятствуют родители, которым хочется поскорее развязать себе руки и иметь больше времени для работы и других дел. Для воспитателей стремительная адаптация является чем-то вроде признака высокого профессионализма. Чем быстрее ребенок останется на полный день, тем лучше воспитатель справился со своей задачей. К сожалению, все наоборот.
Сколько времени нужно для полноценной адаптации ребенка к детскому саду? Не меньше месяца. Первую неделю будет вполне достаточно, если ребенок будет приходить только на прогулку. Время пребывания в помещении группы должно быть ограничено. Когда ребенок привыкает к детям, воспитателям и сам соглашается остаться дольше, следует переходить к следующему этапу. Даже очень коммуникабельных малышей не следует оставлять на сон раньше, чем через 2 – 3 недели.
Сады, как правило, форсируют процесс адаптации, очень часто дети остаются на полный день уже через две недели, а то и через неделю. Сначала кажется, что ребенок привык и все хорошо, но в большинстве случаев через месяц-два отсутствие полноценной длительной адаптации сказывается – ребенок начинает плакать, не хочет ходить в садик. Воспитателям ничего не остается, как заносить ребенка в слезах в группу. Это вроде бы решает проблему, но усиливает эмоциональное напряжение внутри ребенка.
Почему дети плачут в саду, если им хорошо?
«Не люблю сад!», – может говорить ребенок только потому, что ему сложно разобраться в своих эмоциях и отделить:
— Печаль из-за разлуки с мамой от садика;
— нежелание рано вставать и куда-то уходить в ночь и холод от сада;
— эмоциональное переутомление и желание отдохнуть от сада;
— дискомфорт из-за неспособности повлиять на ситуацию (в сад ведут независимо от желания) от сада;
— у детей есть много других поводов скучать или даже злиться, которые связаны для них с садиком, даже если там они чувствуют себя вполне безопасно.
Это одна из причин, почему важно с детства развивать эмоциональную сферу детей. Для этого психологи создают детские книги для развития эмоций у самых маленьких. Уже с 2,5 лет ребенка можно знакомить с разными эмоциями: называть, формировать ассоциации с каждой. В результате ребенок будет лучше понимать себя и собственный внутренний мир, что позволит ему постепенно отделять истинные причины эмоций от последствий.
Ребенок плачет, потому что ему плохо в садике
Обстановка в саду может быть нездоровой – некомфортной или даже опасной для ребенка. Не надейтесь, что дети смогут рассказать о происходящих с ними в саду травматических событиях. Для этого необходимы сложившееся умение строить причинно-следственные связи, которые в 5 – 7 лет только начинают формироваться, а окончательно завершаются только к 25 годам.
Конечно, можно попытаться осторожно расспрашивать, но в основном придется полагаться на опосредованную информацию. Спрашивайте себя, счастлив ли ваш ребенок, или выглядит счастливым? Анализируйте реакции, эмоциональное состояние, общайтесь с воспитателями и администрацией, ведь их ценности и отношения к воспитанию и детям более информативны, чем их объяснения, почему ребенок плачет в детском саду.
Если вы считаете, что ребенку плохо, найдите возможность организовать для него комфортную и безопасную обстановку, ведь детские травмы выливаются в серьезные взрослые проблемы. То, что ребенок из-за малого возраста не будет помнить корни его проблем, не облегчит, а только обременит ситуацию.
Счастливое детство в детском саду
Вполне может быть, что детский сад является комфортным и безопасным пространством, но ежедневное собрание истощает и ребенка, и вас. Так могло произойти из-за слишком быстрого периода адаптации или элементов дискомфорта, которые снижают эмоциональную готовность ребенка утром расставаться с вами. В такой ситуации тоже можно помочь ребенку и себе.
Помогите фокусироваться на хорошем. Детям свойственно фокусироваться на дискомфортных моментах и обобщать. К примеру, ребенок не любит ложиться днем спать и из-за этого не любит садик в целом. Узнайте, что он в саду по-настоящему любит – друзей, какую-нибудь игру или ритуал, гороховое пюре или машинку на площадке и в разговорах о саде разговаривайте именно об этих положительных моментах.
После сада не спешите домой, спланируйте вместе какие-то события, которые ребенок любит – прогулку в парке, игру на любимой горке или с друзьями, поход на занятия по рисованию, и в своих разговорах о будущем вспоминайте эти вечерние активности. Это даст ребенку положительную перспективу и поможет отвлечься от менее приятных моментов.
Честность – лучшая политика. Родителям часто сложно принимать детские эмоции, поэтому они могут говорить ребенку, что везут его не в садик, а, например, к бабушке, чтобы подольше отложить слезы. Это не только подрывает доверие ребенка к родителям и в конце концов к миру, но и не позволяет ему пережить собственные эмоции, взять их под контроль и успешно сепарироваться от родителей.
Давайте очень полную информацию. Рассказывайте ребенку как можно больше того, что его будет ждать в саду. Важны даже мелочи: что сегодня будет на завтрак и обед (особенно для детей, перебирающих едой), чем дети будут заниматься днем (заручитесь поддержкой воспитателей, узнайте о запланированных на день развлечениях).
Рассказывайте об эмоциях: «Сейчас тебе грустно, потому что мы должны развестись на несколько часов, но когда ты разденешься и зайдешь к деткам, грусть развеется». Играйте в садик, рисуйте, лепите, читайте. В такой форме вы можете больше узнать садик и помочь ребенку сформировать приятные эмоции, связанные с садиком.