Воспитание чрезмерно эмоционального ребенка
Из статьи вы узнаете, как научить ребенка справляться с негативными эмоциями. Даны полезные советы.
Эмоции проявляются радостью, печалью, страхом и гневом. Остальные чувства являются их сочетанием: ревность – страха и злости, ностальгия – печали и радости. Мы всегда что-то ощущаем и порой от этого долго страдаем. И этим отличаемся от детей, которые, еще не обремененные комплексами, выражают свои эмоции легко и естественно, благодаря чему быстро забывают обиды и печали. Однако подрастающий ребенок должен уметь контролировать свои эмоции.
Как помочь ребенку справиться с гневом
Если бы не гнев, люди не умели бы постоять за себя: молча выслушивали бы оскорбления и делали бы то, что им не нравится. Однако взрослый и детский гнев отличаются. Взрослый человек умеет злиться так, чтобы его эмоции не наносили вреда и не оскорбляли окружающих. Когда злится ребенок, он сразу накидывается на своего обидчика с кулаками. Это естественная, но недопустимая в обществе реакция.
Задача родителей – объяснить, что гнев не возникает на пустом месте, а насилие не способно решать проблемы. В следующий раз, когда заметите, что малыш чем-то разгневан, помогите ему найти взаимосвязь между эмоциями и причинами спровоцировавшими их. Пройдет время, и ребенок вместо того чтобы сразу переходить к импульсивным действиям, начнет сам себе объяснять, почему он недоволен.
Дети должны знать, что их чувства принимаются во внимание. Но самое главное, они не должны бояться говорить то, чего они хотят.
Будьте примером для своего ребенка – примером человека с похожими эмоциями и ловко справляющегося с ними. Учитывая тот факт, что в стрессовых ситуациях малыши копируют действия взрослых, чувствуя недовольство, говорите прямо: «Я разозлилась!» и объясняйте почему: «Мне неприятно, что ты не сдержал свое слово».
Ребенку может потребоваться несколько лет, чтобы научиться справляться со своим гневом, так что стоит радоваться хотя бы каким-то сдвигам в этом направлении. Возможно, он больше не кидается с кулаками на вас или на других детей и вместо этого громко произносит: «Я сейчас зол». Не каждый взрослый способен признавать свои эмоции и объяснять, почему он их испытал, – поэтому считайте, что добились огромных успехов.
Поплачь – и станет легче
Когда одолевает грусть, хочется плакать. Слезы запускают химические процессы, которые помогают справиться с болью и горечью потери и возобновить желание жить дальше. Выходит, что одно негативное чувство помогает вытеснить другие.
Взрослым часто говорят: «Поплачь, тебе полегчает». Детям не дают понять, что представляют собой их чувства. Когда они ненавидят, им говорят, что это всего лишь неприязнь. Когда они испытывают печаль, им пытаются поднять настроение. Когда они плачут, их просят держаться молодцами.
Малыши часто слышат: «Прекращай плакать, все будет хорошо»… Хотя вместо слов утешения в такие моменты они нуждаются в сочувствии и поддержке. Одни детки, когда им грустно, хотят, чтобы их взяли на руки или обняли, другие предпочитают сидеть в сторонке.
Слова нужны не всегда. Порой, не зная как поддержать ребенка или просто не понимая его чувств, взрослые только усугубляют ситуацию: «Да хватит уже реветь из-за этой рыбы». Чем больше раздражения во фразе, тем более одиноким чувствует себя малыш. Еще хуже, когда родители возлагают на него вину: «Тебе ведь предлагали выпустить ее обратно в пруд». В этом случае ребенок испытает душевную боль, но скроет эмоции, так как побоится реакции родителей. Такое состояние граничит с эмоциональным взрывом.
Взрослые, заставляющие ребенка подавлять свои чувства, боятся этих чувств или не волнуются за эмоциональное состояние своей крохи. И тогда малыш приходит к выводу, что переживания, испытываемые им в течение дня, не имеют никакого значения даже для самых близких. А раз никого не волнуют его чувства, то и сам он безразличен. Постепенно взаимоотношения ребенка и родителей будут только усложняться.
Заинтересованность проблемой раскрепощает ребенка. Почувствовав, что его понимают, он без опаски может подробно описать свои чувства и быстро справиться с ними, не уходя в себя и не раздражаясь плачем от огорчения.
Две стороны страха
Чувство осторожности может спасти жизнь. Именно страх заставляет вовремя застыть на месте и не броситься навстречу опасности. Он же придает силы. Скорее всего, увидев на пути змею, вы перепрыгните через бревно не хуже чемпиона по бегу с препятствиями. С другой стороны, излишняя боязнь может превратиться в серьезный недостаток…
В 3-4 года дети начинают больше задумываться о том, как устроен мир, и из-за незнания испытывают сильное беспокойство. Среди психологов даже распространен термин «испуганные четырехлетки». Специалисты дают несколько полезных советов: к детским страхам следует относиться терпеливо, а на все волнующие вопросы отвечать подробно, но понятно; слушайте свое чадо.
Важно объяснять ребенку, что нужно делать в непредвиденных ситуациях, например, если он сел не на тот автобус, и рассказывать, к кому и при каких обстоятельствах он может обратиться за помощью. Лучший способ подготовить детей к возможным испытаниям – вместе находить выход из придуманных проблем.
Эмоции под запретом
До недавнего времени отсутствовало нормальное понимание эмоций. Поэтому еще долго малыши будут слышать от взрослых фразы вроде «мальчики не плачут», «настоящие леди не истерят» и т.д. Крайне важно различать запреты нежелательного поведения от запретов нежелательных эмоций. Ребенка можно отучить бить людей, но ему нельзя запретить чувствовать злость по отношению к ним. Старших детей можно научить делиться с младшими, но нельзя заставить их делать это без сожаления.
Иными словами, малышей важно учить сдержанности, но им нельзя запрещать что-то чувствовать. Почему так?
Во-первых, невозможно управлять чужими эмоциями.
Во-вторых, запрещая ребенку думать определенным образом, взрослые всего лишь учат его умалчивать о том, что на самом деле творится у него внутри.
В-третьих, привычка отрицать наличие негативных чувств не исчезает с возрастом. Поэтому вокруг так много людей, не способных отследить собственное психологическое неблагополучие.
Пока человек жив, он постоянно что-то чувствует. А порой в голове появляются такие мысли, после которых становится стыдно перед самим собой. Однако игнорирование негативных эмоций не позволяет избавиться от них. Чтобы снизить накал, наоборот, нужно осознать свои чувства, объяснить себе, почему они возникли, и по возможности найти адекватный способ их выражения.
Точно так же следует реагировать на эмоции ребенка. Если у малыша есть эмоция, значит, у него есть основания ее ощущать.
Родителям становится не по себе, когда они видят плачущего малыша, поэтому они спешат вытереть ему слезы и сказать, что все будет хорошо. Но ведь это вполне естественно – злиться, бояться, грустить, ревновать, жалеть отдавать свои вещи. Поэтому важно не подавлять, а понимать и разделять чувства ребенка: вместо «не плачь» лучше говорить: «Я понимаю, что тебе стало обидно».
Что происходит с ребенком, получающим от взрослых послание «не надо чувствовать то, что ты сейчас чувствуешь»? Он начинает подавлять в себе «неправильные» эмоции и в итоге разучивается «слышать себя». Но даже не это самое страшное. Отрицание негативных эмоций – это начало развития комплекса неполноценности.
Во взрослом мире не найти абсолютно счастливого человека. Поэтому задача родителей заключается не в том, чтобы пытаться сделать ребенка счастливым, а в том, чтобы научить его справляться с гаммой эмоций, которую испытывает человек всю свою жизнь.