Наши подопечные
Здоровье

Что нужно знать о расстройствах аутистического спектра.

Yellmed.ru расскажет о проблемах людей с расстройством аутистического спектра. Какие специалисты оказывают помощь пациентам и куда можно обратиться, если вы столкнулись с РАС. Фото: pixabay.com.

Эксперт

Лазарина Анастасия ЛьвовнаПсихотерапевт, ПсихиатрНейроцентрСтаж: 3 годаСпециализируется на диагностике и лечении различных психических нарушений детского возраста: расстройство аутистического спектра, тревожно-фобическое расстройство, аффективные расстройства, расстройства поведения.Записаться на приём

− Что входит в понятие «расстройств аутистического спектра»?

Расстройство аутистического спектра (РАС) – категория расстройств психического развития, которая характеризуется: нарушениями в социальной сфере (как человек общается с детьми и взрослыми); нарушениями в коммуникативной сфере (как человек разговаривает, пользуется жестами или выражением лица); ограниченным и повторяющимся поведением. В большинстве случаев развитие является аномальным с раннего детства, и за редким исключением эти состояния проявляются в пределах первых пяти лет жизни.

− Какие заболевания относятся к данным расстройствам?

К ним относятся:

  • детский аутизм,
  • атипичный аутизм,
  • синдром Ретта,
  • синдром Аспергера.

− Насколько высока вероятность появления у ребенка РАС?

Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В соответствии с официальным документом ВОЗ, РАС встречаются у 1 из 160 детей. По последним данным одного из американских исследований с охватом 11 штатов, РАС идентифицируются у 1 из 54 детей. РАС чаще диагностируются у мальчиков, соотношение по полу ближе к пропорции 3:1.

Фото: pixabay.com. Фотография носит иллюстративный характер.

− Можно ли зафиксировать проявления таких расстройств? Симптомы РАС.

Существуют определенные симптомы, которые называют «красными флажками» аутизма:

  • не реагирует или редко реагирует на имя;
  • постоянно или часто ведет себя так, как будто не слышит обращенной к нему речи;
  • не улыбается или редко улыбается другим людям;
  • не использует указательный жест или другие жесты в возрасте 12-ти месяцев;
  • нет лепета к 12-ти месяцам, нет слов к 16-ти месяцам;
  • нет фразовой речи (то есть сочетания из двух и более слов) к возрасту 24-х месяцев.
  • утерял какие-либо социальные или коммуникативные навыки в любой период в детском возрасте.

Ребенок с аутизмом часто ведет себя автономно, у него может отсутствовать интерес к другим детям и игрушкам. Его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый, он не повторяет действия, движения и звуки за родителем. Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и не используют жесты, используют руки взрослых как инструмент, подводят их к предметам, с которыми нужно что-то сделать. Избегают зрительного контакта.

Автоматически повторяют слова за окружающими (эхолалии). Часто такие дети хуже понимают обращенную к ним речь, позже начинают выполнять инструкции. Иногда родителям может казаться, что у их ребенка нарушен слух. Многие дети играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут интересоваться неигровыми предметами, странным образом двигаться (взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу). Иногда наблюдаются ограниченные интересы, а игры лишены разнообразия.

Могут с трудом переносить ощущения, которые другим кажутся вполне комфортными: шум (особенно это касается бытовых приборов), музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи и прочее. Болевая чувствительность также бывает нарушена: может быть очень низкой и даже отсутствовать, а может, наоборот, быть слишком высокой. Бывает нарушено чувство опасности. В этом случае ребенок может вести себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения. Он может не распознавать ситуации, требующие осторожности, может стремиться к опасности и нарушать правила безопасности снова и снова, несмотря на полученный прежде негативный опыт, так, ребенок с РАС убегает от родителей на проезжую часть, забирается на высокие поверхности в квартире.

− Как диагностируются данные патологии?

Первичный скрининг на раннее выявление риска РАС может проводиться врачом-педиатром. Заметив настораживающие симптомы, родители самостоятельно могут использовать скрининговую методику M-CHAT. Диагноз РАС устанавливается врачом-психиатром на основании характерной клинической картины и истории развития. В диагностике, помимо врача психиатра, принимает участие и клинический психолог, проводится оценка выраженности симптомов, ассоциированных с РАС, а также оценка развития языка и речи, интеллекта и уровня адаптивного функционирования, с использованием стандартизированных диагностических методик.

− Какие дополнительные исследование необходимо пройти для постановки точного диагноза?

Специальных лабораторных методов, направленных на выявление РАС не существует, но в некоторых случаях бывают необходимы дополнительные исследования для выявления сопутствующих заболеваний или уточнения диагноза.

  1. Генетическое обследование. Выявление генетической этиологии даёт больше информации о прогнозе и риске повторения диагноза в семье. Также это позволяет выявить сочетанные заболевания.
  2. ЭЭГ. Дети с РАС подвержены повышенному риску судорожных приступов, и на ЭЭГ часто видны отклонения при отсутствии клинических проявлений судорожных приступов.

− В чем суть комплексного лечебно-реабилитационного подхода?

В терапии детей с РАС применяется комплексный подход, основные его цели: минимизировать ключевые дефициты (социальной коммуникации и взаимодействия, ограниченного или повторяющегося поведения, интересов); максимизировать функциональную самостоятельность, способствуя обучению и приобретению адаптивных навыков; устранить, минимизировать или предотвратить проблемное поведение, которое может мешать приобретению и проявлению навыков. Для этого с пациентами работает команда специалистов: врач-психиатр, нейропсихолог, АВА-терапевт, логопед, дефектолог, назначается лекарственная терапия и, в некоторых случаях, неинвазивные методы стимуляции мозга (транскраниальная магнитная стимуляция, транскраниальная микрополяризация, Томатис и другие).

− Как подбирается алгоритм режима терапии?

Терапия каждого пациента с РАС является индивидуализированной и зависит от конкретных проявлений заболевания, возраста пациента, наличия сопутствующих заболеваний. Существует как медикаментозные, так и немедикаментозные методы терапии. В свою очередь, медикаментозное лечение может включать в себя как психофармакотерапию, так и комплекс микронутриентов и БАД.

− Насколько важна в лечении психофармакотерапия?

Лекарств, направленных на лечение аутизма, не существует. Медикаментозное лечение может быть полезным для терапии сопутствующих симптомов или нарушений, таких как: повышенная раздражительность, агрессивность, тревожность, самоповреждения, расстройства настроения, обсессивно-компульсивное расстройство, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нарушения сна. Нередко, без фармакотерапии бывает невозможно приступить к немедикаментозным методам терапии.

− Немедикаментозная коррекция и социореабилитация больных. Несколько слов подробнее об этом.

Немедикаментозная коррекция и реабилитация больных направлена на устранение трудностей в коммуникации и взаимодействии, уменьшение ограниченного и повторяющегося поведения. Одними из наиболее эффективных сегодня считаются методы, основанные на прикладном анализе поведения. Это процесс систематического и последовательного обучения с использованием подсказок и поощрения желательного поведения.

Вмешательства, направленные на социальные навыки, могут повысить понимание социальных сигналов и научить стратегиям решения проблем, возникающих в социальной среде.

Детям с РАС необходимы вмешательства, направленные на коррекцию речевых и сенсорных нарушений, развитие мелкой и крупной моторики. При отсутствии спонтанной речи возможно обучение ребенка альтернативным методам коммуникации (жестовый язык, коммуникация с использованием карточек).

− Как составляют реабилитационную программу в вашей клинике?

В "Нейроцентре" реабилитационная программа составляется индивидуально, с учетом особенностей наших маленьких пациентов и их родителей. На первичном приеме специалист проводит диагностику и формирует персональный терапевтический маршрут. В зависимости от выраженности нарушений и предыдущего опыта составляется план лечения, обязательно включающий консультацию нутрициолога, комбинированное применение аппаратных средств и конечно же работу с нейропсихологом. В зависимости от динамики состояния на разных этапах реабилитационной программы может быть назначена консультация врача психиатра-психотерапевта, эндокринолога, семейного психолога, невролога, проведены дополнительные методы клинической (клинический разбор) или инструментальной диагностики (ЭЭГ, ЭМГ и т.д.). Родители получают исчерпывающую информацию о состоянии здоровья детей и динамике процесса на фоне проводимых мероприятий. Специалисты "Нейроцентра" всегда готовы поддержать родителей в случае, если у них появляются вопросы, а также в случае появления собственных проблем с эмоциональным состоянием.

Фото: pixabay.com. Фотография носит иллюстративный характер.

− Насколько важна работа с семьей и окружением больного?

Рано начатое обучение, индивидуальный подход к терапии и вмешательству, участие всех членов семьи в обучении приводят к заметным улучшениям в развитии большинства детей с аутизмом. Аутизм у ребенка влияет на всю семью. Члены семьи испытывают сильный стресс из-за проблемного поведения ребенка или необходимости постоянно контролировать его. В связи с этим, родителям нередко так же необходима помощь специалистов.

Нравится ли Вам данная статья?Мне нравится(0)Мне не нравится(0)

Источник

Наши подопечные

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»