Наши подопечные
Психология

Депрессия и энергетическое истощение психики

Депрессии очень часто сопровождаются потерей энергии и полным отсутствием сил для того, чтобы сделать хоть что-то.

Чтобы понять, куда деваются эта энергия и жизненные силы, имеет смысл понять, откуда они у нас берутся, понять «внутреннюю механику» психики человека, вернее – тех сил, которые приводят эту механику в движение.

Естественные источники прилива психической энергии
Мы можем выявить несколько естественных, почти природных и инстинктивных механизмов прилива психической энергии, в этом плане мы не очень сильно отличаемся от других социальных животных. Кроме того, в нашей культуре выработаны особые способы мобилизации психики и аккумуляции энергии, которые свойственны только людям, и в какой-то степени именно они дают нам возможность быть человеком.

В данной статье мы рассмотрим несколько естественных источников прилива в нашу душу психической энергии.

Социальный азарт
С самого раннего детства люди оживляются в тот момент, когда попадают в поле внимания родителей или других людей. Как только дети дорастают до того возраста, когда они способны замечать движения социальной жизни, некоторые из них начинают проявлять стремление быть всех громче, всех выше, бегать всех быстрее. Для этих детей оказывается очень важным быть победителем в социальных играх, и мало того, социальные игры их возбуждают – придают им энергию и силы.

Если провести типологию людей по принципу того, что заставляет их проявлять социальную активность и просто придает им энергию и силы, то в качестве первого психотипа можно выделить тех, кто обладает специфическим социальным азартом. Для них важно не только оказаться в центре внимания, но также и попасть в круг победителей – оказаться в чем-то лучше других.

Если рассматривать поведение людей с точки зрения биологов и этологов, то можно сказать, что эта группа людей оказывается подвержена инстинкту власти и первенства: оказаться альфа-самцом или первой самкой в своей стае, занять достойное место в социальной иерархии. Желание оказаться первым среди первых заставляет детей хорошо учиться, заниматься спортом, добиваться достижений в тех сферах, где им может не оказаться равных.

Влечение
Механика жажды удовольствия или движущая сила влечения была подробно разобрана и хорошо освещена в рамках психоанализа. В данной статье мы просто хотим обратить внимание на то, что влечение может быть ведущим стимулом к социальной и жизненной активности далеко не для всех людей. Для некоторых из них оказываются важны другие мобилизационные механизмы психики.

Как было указано в предыдущем пункте, для некоторых людей инстинкт власти и первенства оказывается ведущим. И все, что связано со сферой влечений и получения удовольствия, для них является лишь одной из сфер жизни, в которой включается социальный азарт и стремление к достижению первенства.

Страх пред внешней угрозой или перед потерей места в социуме
Если снова вернуться к наблюдениям биологов и этологов, то можно сказать, что и отдельных животных, и всю стаю в целом все-таки чаще всего приводит в движение не влечение или социальный азарт, а, скорее, страх и чувство самосохранения.

Как бы мы ни пытались приподнять человека на фоне других стадных животных, иногда стоит отмечать, что в жизни людей все еще присутствуют базовые звериные инстинкты, или же, наоборот, «инстинкты самосохранения» у стадного животного.

С ситуациями реальной угрозы нашей жизни мы, слава Богу, в наше время сталкиваемся уже не очень часто, но зато у нас как у «социальных животных» очень сильно представлен страх перед «социальной смертью». У очень многих на самом деле нет никакого влечения к знаниям и никакая сублимация не может заставить их полюбить учебу и научиться получать от этого процесса удовольствие. Но, тем не менее, они успешно учатся и старательно зубрят материал просто из-за страха перед экзаменом. У них нет никакого стремления к тому, чтобы оказаться первыми в учебе, но они боятся вылететь из вуза.

Страх – это очень эффективный и действенный механизм. Так, например, некоторые люди достигают высокого положения в обществе вовсе не потому, что их толкает к этому социальный азарт и инстинкт власти, а просто им страшно остаться позади и выпасть из стаи. По этой причине они «бегут впереди паровоза» из страха перед тем, что социум их просто раздавит или отбросит в сторону.

Любопытство
Говорят, что индифферентный интерес и любопытство свойственно и животным, но только в людях эта праздная тяга к чему-то необычному, непонятному и новому может превратиться в ведущий механизм их внутренней самоорганизации и притока энергии для деятельности.

Многие родители замечают, что их ребенок уже с раннего детства занимается только тем, что ему интересно, к чему у него есть интерес. Некоторых детей не привлекают ни желание оказаться в центре внимания, ни похвала взрослых, ни социальный азарт и коллективные игры, но они способны длительное время заниматься тем, что вызвало их любопытство.

Многие взрослые люди так же, как и дети, способны чего-то достичь только в том случае, если им удалось найти то, что им интересно. И мы знаем много жизненных трагедий, когда люди, способные получать энергетический прилив только от того, что вызывает у них любопытство и интерес, слушаются советов или требований их родителей и выбирают карьеру «социально успешного человека».

«Точка баланса с миром» и дистанция до жизненных ситуаций, способных обеспечить человеку прилив энергии в его душу
Обычно человек устанавливает какой-то свой, приемлемый для его психики баланс с миром.

Кто-то все воспринимает «близко к сердцу», «остро чувствует чужую боль и радость», его волнует происходящее в социуме, стране, мире.
Другие имеют большую дистанцию от мира, а также позволяют себе быть более чувствительными к одним аспектам жизни и дистанцироваться от других.
В соответствии с тем, какая дистанция от различных проявлений мира для человека приемлема, он вырабатывает для себя и способы взаимодействия с миром, а также способы мобилизации своей психики для осуществления этого взаимодействия.

Если для человека важен социальный успех и его заводит социальный азарт, то он становится более чувствительным именно к этим реалиям жизни.
Если им движет любопытство, то он становится восприимчив к тем сферам, где скрывается зона его интересов.
Люди, живущие во власти влечений, стараются сделать так, чтобы в зоне их внимания постоянно фигурировали объекты их влечений настолько близко, насколько это возможно.
Провалившись в состояние депрессии, человек резко отдаляется от той «точки баланса с миром», на которой он обычно находится. Травматическое событие, стресс, разочарование, критическая масса негативных событий и переживаний как бы отталкивают его «Я» от этой «точки». Можно сказать, что «Я» человека вследствие стресса или психической травмы как бы шарахается в сторону, нарушая привычные для него дистанции от различных жизненных ситуаций, которые способны побудить его к активности и благодаря участию в которых в его психику приходит прилив энергии.

Представим себе человека, у которого произошел неожиданный разрыв с кем-то близким. Ему очень тяжело переносить как факт его отсутствия в своей жизни, так и саму мысль о нем, он испытывает острую душевную боль, переживать которую ему трудно. В психике срабатывают своеобразные «антишоковые механизмы», которые отбрасывают «Я» этого человека на максимально дальнюю дистанцию от всего происходящего.

Возможно, это снижает остроту боли, но одновременно с этим и нарушает привычные для человека способы мобилизации психики и оснащения ее необходимой для этой мобилизации энергией. Помимо пессимистического образа мира и заниженной самооценки, человек ощущает энергетическое истощение: ему не хватает сил ни для совершения привычных действий, ни для чувств и эмоций, ни для удержания в поле своего сознания доступных ему мыслей.

Возвращение ошарашенного стрессом «Я» к «точке баланса с миром»
Когда человек, страдающий депрессией, приходит к психотерапевту, он обычно просит «вывести его из этого состояния», вернуть ему привычное восприятие мира, сделать так, чтобы его мысли и чувства стали более интенсивными, живыми.

Этот запрос можно рассмотреть и с точки зрения возвращения перепуганного стрессом или психологической травной внутреннего «Я» человека к той точке баланса с миром, в которой он не чувствовал депрессии. Как уже говорилось, пребывая в этой точке, он находился на той дистанции от различных реалий мира, на которой происходящее в мире могло способствовать приливу в его психику энергии, необходимой для самомобилизации.

Любопытство способно увлечь за собой человека, если он уже достаточно глубоко погрузился в зону своих интересов. Тогда созерцаемая человеком реальность как бы захватывает его внимание, и человеку не только становится не нужно тратить усилия для погружения в материал, а «материал» уже сам тащит его за собой.

То же самое можно сказать и про социальный азарт и влечение. Увлечение игрой происходит только тогда, когда ты хотя бы мысленно включился в нее, а влечение придает силы только тогда, когда в поле зрения появляются объекты влечения.

При работе с человеком, ушедшим в депрессию, нужно выявить причину загнавшего его туда стресса или психологической травмы. Чаще всего происходит «распыление» этого стресса на все реалии мира. Весь мир становится страшным, некрасивым, безрадостным и бессмысленным. Если локализовать зону влияния стресса, то можно сначала освободить от тотального неприятия те реалии мира и жизненные ситуации, которые не имеют прямого отношения к событию, вызвавшему стресс или психологическую травму.

Источник

Наши подопечные

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»